Подарок преемникам. Почему с 2025 г. Пенсионный фонд заработает с профицитом

Верховная Рада Украины приняла пенсионную реформу и открыла путь к ликвидации дефицита ПФ
Фото: kordon.in.ua

Ликвидация дефицита ПФ — тема для Украины топовая. В стране, где на 8–9 млн штатных работников приходится более 12 млн пенсионеров, по-другому и быть не может. По большому счету пенсионная реформа — это те изменения, которые должны были быть приняты в Украине лет 20 назад. Случись это вовремя, глядишь, мы бы уже жили в совершенно иной стране. Ведь эффективная пенсионная система может быть активатором экономического роста, позитивной трудовой динамики, улучшения демографии, доходов бюджета.

Дотировать в 2013 г. Пенсионный фонд на 61 млрд грн украинское государство было уже практически не в силах, хотя тогда работала промышленность юго-востока и не были закрыты рынки стран СНГ. И тогда не было войны. Но получив весь комплекс негативных факторов развития в 2014–2016 гг., государство делает это из последних сил.

Да еще на фоне решений правительства Арсения Яценюка о снижении ставки единого социального взноса почти в два раза — до 20%, что, по мнению бывшего премьера, должно было привести к всеобщему отбеливанию заработных плат.

Брать кредиты МВФ на миллиарды долларов, макрофинансовую помощь ЕС, выпускать облигации под гарантии США, собирать техническую помощь даже на десятки тысяч евро по всем странам и весям и при этом покрывать дефицит ПФУ на 136 млрд грн, то есть в размере 5% ВВП, — это за гранью понимания западных кредиторов, привыкших к сбалансированности и жизни по средствам. Поэтому МВФ постоянно требовал провести пенсионную реформу. 

В 2017-м ситуация кардинально не изменилась к лучшему даже с учетом роста экономики. За первое полугодие размер пенсионных выплат составил 124,5 млрд грн. В структуре поступлений 73,1 млрд грн — перечисления единого социального взноса и прочие поступления, а 54,2 млрд грн — трансферт со стороны государственного бюджета на покрытие дефицита.

Самое парадоксальное в этой ситуации, что подобное перенапряжение государственного бюджета не приводит к ощущению социальной справедливости и защищенности у людей пенсионного возраста. 

По большому счету сейчас пенсионным обеспечением в Украине могут быть удовлетворены разве что судьи, всем остальным категориям трудящихся она не нравится. Общая линейка выплат по группам пенсионеров примерно одинакова в своей нищете: на самом низком уровне находятся так называемые социальные пенсии — чуть больше 1 тыс. грн; затем идут пенсии по инвалидности и в связи с потерей кормильца — 1,4–1,5 тыс. грн; пенсии по возрасту и выслуге лет примерно одинаковы — 1,7–1,8 тыс. грн; чуть получше дела у военных пенсионеров — им причитается порядка 2,5 тыс. грн. Про судей лучше не вспоминать...

Те же пенсии, но в пересчете на доллары США на один день проживания в сравнении с минимальным стандартом ООН, принятым как уровень абсолютной бедности (не менее $5 в день), показывают, что большинство наших пенсионеров (кроме судей) уже несколько лет за чертой бедности. С этим необходимо было срочно что-то делать, причем так, чтобы и социальные стандарты немного увеличить и кредиторов в лице МВФ ублажить. Сложная задача, и ее решение было запрограммировано структурой украинских пенсионеров.

По данным ПФ, почти 77% пенсионеров — это лица, получающие пенсию по возрасту. Остальные группы составляют значительно меньшие доли: инвалиды — 11%, социальные пенсии — 0,8%, военные — 4,5%. В этой структуре был зашифрован не только механизм покрытия дефицита ПФУ, но "исходный код" проблемы. Большинство пенсионеров выходят на пенсию по достижении пенсионного возраста. Значительная их часть всю основную трудовую жизнь работала во времена СССР, то есть в эпоху тотальной занятости, где за тунеядство сажали в тюрьму, не делая исключение даже для будущего нобелевского лауреата поэта Иосифа Бродского. Учитывая существующий механизм расчета пенсий, все они теперь претендуют на выплаты, хотя государства, на которое они работали и кому платили налоги, давно уже нет.

Исходя их этого, правительство разработало и принятую реформу, основными "крутящими моментами" которой стали:

• пересчет (осовременивание) пенсий с использованием показателя средней заработной платы за 2014–2016 гг. в размере 3764 (ранее была вилка с более низкой нижней планкой);
• полная выплата пенсий работающим пенсионерам;
• уменьшение коэффициента оценки трудового стажа с 1,35 до 1;
• увеличение минимального трудового стажа для выхода на пенсию;
• увеличение показателя индексации пенсий на 50% ежегодно.

Что касается пересчета пенсий и изменения коэффициента оценки трудового стажа, применение данных норм приведет к тому, что, с одной стороны, значительной части уже действующих пенсионеров увеличат выплаты, но вновь выходящие на пенсию потеряют примерно столько же в результате уменьшения коэффициента оценки трудового стажа с 1,35 до 1.

Нормы, касаемые увеличения пенсии на 1% за каждый дополнительный год стажа для мужчин (стаж более 35 лет) и женщин (стаж более 30 лет), увеличение пенсии на 0,5% за каждый месяц отсрочки выхода на пенсию (0,75% в месяц, если отложить законный выход на пенсию более чем на пять лет), а также требования к работодателям брать на работу людей, которым осталось до пенсии 10 и менее лет, реализовать будет непросто.

Центральный пункт реформы — изменение размера минимального трудового стажа для выхода на пенсию. Отныне это смогут сделать в 60 лет лишь те, кто имеет трудовой стаж не менее 25 лет. Если трудились 15–25 лет — пожалуйте на пенсию в 63 года, менее 15 лет — пенсия светит лишь в 65 лет. В законопроекте установлен график постепенного увеличения минимально необходимого трудового стажа.

Начиная с 2018-го минимальный трудовой стаж будет увеличиваться на один год, пока в 2028-м не составит 35 лет.

Стоит отдать должное творцам реформы, с точки зрения технологичности и демографического анализа блестящий продукт! Повышение пенсионного возраста население воспринимало в штыки, поэтому был найден более эффективный и справедливый путь.

Возьмем для примера год выхода на пенсию в 2018-й. И представим, что на пенсию выходит человек в возрасте 60 лет. Это будет житель Украины 1958 года рождения. Представим, что уже в 20 лет в советском прошлом он устроился на работу. В 2018 г. у такого соискателя пенсии будет как минимум 13 лет советского стажа. Для набора требуемых 25 лет ему нужно показать трудовой стаж после 1991 г. продолжительностью 12 лет (из прошедших уже 26 лет современной истории). Даже с учетом кризиса 90-х это сделать по силам. Но в 2031 г. у такого претендента будет ноль лет советского стажа и, следовательно, для выхода на пенсию придется предъявить трудовые достижения уже в годы независимости или ждать 65 лет.

Основной ресурс трудового стажа на данный момент — работа во времена СССР. Но он исчерпывается по объективным временным причинам. С украинским стажем ситуация иная. Учитывая количество официально зарегистрированных плательщиков ЕСВ (14 млн из 24 млн трудоспособных в среднем за последние 25 лет), счастливых обладателей 35 лет трудового стажа будет не так уж много. Начиная с 2020 г. дефицит ПФУ начнет стремительно уменьшаться и к 2025 г. Пенсионный фонд, скорее всего, заработает в профиците. Ну а к 2030-му проблема выплаты пенсий для государства исчезнет как таковая.

На чем основаны подобные прогнозы? На данный момент, в Украине есть две основные демографические группы населения, которые будут формировать приток новых пенсионеров в ближайшие 10 лет: которым сейчас от 50 до 54 лет - 3,036 млн человек и 55-59 лет - 3,13 млн человек. Уже в 2018 году, для выхода на пенсию будет необходимо иметь 25 лет страхового стажа.  У 60 летнего жителя Украины, в следующем году (1958 года рождения) может быть лишь 10-13 лет "советского стажа", когда все население обязательно работало. Для выхода на пенсию придется показать еще 10 лет работы в годы независимости. В период с 1991 по 2004 годы это будет сделать достаточно просто, ведь многие имели фиктивные записи в трудовых книжках или числились на заводах, которые годами не платили зарплату. Поэтому 3,13 млн человек возрастной группы от 55-59 лет почти в полном составе выйдут на пенсию в положенные 60 лет. Но с 2018 года, как было указано, размер необходимого страхового стажа будет неуклонно расти (на один год ежегодно) и возможностей для учета "советского стажа", а также трудового стажа с 1991 по 2004 годы буде все меньше и меньше. По сути, с каждым новым годом, соискателю пенсии придется все больше декларировать не "советский" стаж и трудовой стаж 90-х годов, а реальный, страховой, начисленный после 2004 года.

Учитывая, что плательщиков ЕСВ у нас примерно в полтора раза меньше экономически активного населения, из нынешней возрастной группы 50-54 лет выпадет не менее одного миллиона пенсионеров, которым придется работать до 65 лет. Это позволит ПФУ сэкономить до 10% реальных затрат. К 2030 году, страховой стаж придется предъявлять возрастной группе населения, которой сейчас 45-49 лет (2,8 млн человек). Здесь до 65 лет придется работать ориентировочно до 1,5 млн человек.

К 2030 году, общая экономия ПФУ по сравнению с действующей на сегодня моделью выплат, составит до 30%. Учитывая рост экономики на 3-4% в год низкие темпы официально прогнозируемой инфляции (прогнозы Минфина на ближайшие три года), и беря во внимание, что такие макроэкономические параметры будут реализовываться и до 2030 года, можно ожидать, что темпы прироста уплаченного ЕСВ будут опережать потери от инфляционной индексации пенсий минимум на 10%. В таком случае, в ближайшие 10 лет, доходы ПФУ увеличатся примерно в 2,5 раза (с учетом необходимости индексации пенсий на уровень годовой инфляции), а затраты будут постепенно снижаться за счет сокращения коэффициентов пересчета стажа, ликвидации спецпенсий и за счет увеличения возраста выхода на пенсию по причине недостаточности страхового стажа.

В результате указанных выше факторов, дотация государства, направляемая на покрытие дефицита ПФУ, начиная с 2018 года, начнет существенно сокращаться и к 2025 году полностью исчезнет.

Основной месседж реформы можно описать простой фразой: "халява закончилась". Претендовать на пенсии, аргументируя это заслугами перед несуществующим государством, канувшим в Лету четверть века назад, уже не получится. Равно как и не пройдет старая добрая стратегия обычного обывателя, с одной стороны, налоги не платить, ну а от государства получить по полной: льготами, субсидиями, пенсиями, квартирами, земельными участками. 

По большому счету пенсионную реформу стоит рассматривать лишь как первый этап трансформации пенсий в минимальные социальные выплаты, гарантированные государством. Учитывая, что эта система на данный момент охватывает население, трудившееся большей частью во времена СССР, этот переходный этап неизбежен.

Но для прекращения трудовой миграции из Украины и создания стимулов у населения платить взносы и налоги, необходим запуск пенсионной системы второго уровня, которая обеспечит базовую социальную справедливость: большую пенсию получает не тот, кто больше и дольше трудился, а кто больше заплатил взносов. А для этого полноценно должна заработать и накопительная система. 

Стоит также отметить, что перед нами первая реформа в истории Украины, которая принесет свои плоды не столько действующему правительству, сколько далеким преемникам.