Зачем Яценюку понадобилось столько соли
Премьер отобрал у Минагрополитики контроль над соляной монополией, официальный годовой оборот которой составляет более 1 млрд грн. 30 октября решением правительства ГП "Артемсоль" передано в ведение Мининфраструктуры.
Борьба за контроль над крупнейшим в Европе соледобывающим предприятием развернулась в Кабмине за четыре дня до того, как Соледар был освобожден от сепаратистов. Еще 17 июля появился проект распоряжения правительства №1040, в соответствии с которым "Артемсоль" передавали в сферу управления Мининфраструктуры. Его глава Максим Бурбак - земляк Арсения Яценюка, а его родной брат в свое время учился с нынешним премьер-министром в одном классе.
Еще с 1990-х гг. соледобывающее предприятие традиционно находилось в подчинении аграрного министерства. Ведь его единственный продукт - каменная соль - применяется в основном в пищевой промышленности и при производстве удобрений. Но, как оказалось, не все так просто. "Есть разные варианты использования соли. Например, для песчано-соляной смеси при посыпке дорог в гололед. Или как химреактивы для очистки воды", - пояснил перевод предприятия под его кураторство Максим Бурбак.
Основная привилегия системы ведомственного подчинения госпредприятия состоит в том, что его директора назначает профильный министр. В то время как именно от директора зависит сбытовая политика: он формирует список дилеров, которым затем по условленным ценам поставляются крупнооптовые партии соли. Сведущие люди утверждают, что госпредприятие занижает отпускные цены на свой продукт и якобы у директора и его киевских кураторов есть в этом немалый интерес. Экс-губернатор Донецкой области Сергей Тарута, посетивший Соледар еще в апреле 2014 г., официально обвинил руководство "Артемсоли" в использовании воровских схем. Глава области уверял, что различные махинации применялись не только в системе сбыта, но и при проведении закупок оборудования и материалов. Но даже при этом предприятие демонстрировало завидную рентабельность - его чистая прибыль в прошлом году составила 135 млн грн.
Сразу же после разгромного заявления министр аграрной политики Игорь Швайка подписал приказ о смене директора. Новым руководителем был назначен бывший работник МВД Александр Панченко, которого связывают все с тем же Сергеем Тарутой. Но уже в июне Игорь Швайка назначил другого руководителя - экс-мэра Соледара Александра Степаненко. Новый директор с энтузиазмом взялся за изменение списка дилеров, причем как украинских, так и зарубежных. Он объяснил это необходимостью "разрушения коррупционных схем". Разрыв договоров привел к сбою поставок, и в начале июля в Украине начался соляной дефицит, когда соль сметали с полок магазинов.
Именно "соляной бум" и стал формальной причиной появления проекта распоряжения о переподчинении "Артемсоли" другому ведомству. Но против такого решения восстал профильный профсоюз. В августе его руководство направило премьер-министру письмо, в котором пригрозило забастовкой в случае вывода "Артемсоли" из сферы управления МинАПК. Сам Игорь Швайка заявил, что административная рокировка была задумана для того, чтобы сменить менеджмент на госпредприятии. После этого вопрос о ведомственном переподчинении "Артемсоли" в правительстве публично не поднимался. Но как только стало известно, что фракция "Свобода" проиграла выборы и ее не будет в парламенте, появилось уже утвержденное распоряжение Кабинета Министров, отдавшее предприятие Минрегиону.