Зачем "Приват" собрался в Лондонский суд

Игорь Коломойский начал виртуозную игру за управление нефтяным рынком
Фото: pravda.com.ua

Затянувшаяся борьба за контроль над ПАО "Укрнафта" подходит к своему завершению. Точку в этом споре его участники - группа "Приват" и НАК "Нафтогаз Украины" поставят путем объединения активов. А почетная миссия легализация этой договоренности, похоже, отведена Лондонскому арбитражу, который на днях был привлечен к этому процессу.

Так, вчера информационный рынок подорвала сенсационная новость о начале международного судебного противостояния между акционерами "Укрнафты". По одну сторону баррикад этого процесса были его инициаторы оффшоры Littop Enterprises, Bridgemont Ventures и Bordo Management, владеющие в интересах "Привата" 40% компании. А по другую - НАК "Нафтогаз Украины", который в интересах государства оперирует пакетом в 50% +1 акция ПАО. В заявлении кипрских компаний в Лондонский международный третейский суд говорится о том, что они не довольны агрессивной политикой украинских властей по отношению к их бизнесу. В частности, юристы оффшорок прямым текстом указывают на нерыночные ограничения в сфере торговли собственным газом "Укрнафты", целью которых было заставить компанию продавать этот ресурс по заниженной стоимости тому же "Нафтогазу".

Этот выпад юристов Игоря Коломойского рынок воспринял однозначным выводом о провале затянувшихся переговоров этого бизнесмена с правительством о перераспределении контроля над нефтяным рынком. По идее, автоматическим следствием этого должна была стать отмена назначенного на 22 июля собрания акционеров "Укрнафты", на котором планировалось сменить ее руководство. Но в действительности сборы состоятся. Во-первых, потому что буквально сегодня миноритарные и частные акционеры санкционировали проведение заседания набсовета ПАО, на котором была рассмотрена подготовка к собранию. Во-вторых, вышеупомянутое обращение "киприотов" в Лондонский суд является не иском, а ходатайством о необходимости начала арбитража.

Сейчас "Приват" лишь заявил о намерении защищать свои интересы (а не начал их защищать). Таким образом, Игорь Коломойский установил своеобразный красный флажок, и при этом публично заявил о готовности зайти за него в случае необходимости

В переводе на человеческий язык это означает, что сейчас "Приват" лишь заявил о намерении защищать свои интересы (а не начал их защищать). Таким образом, Игорь Коломойский установил своеобразный красный флажок, и при этом публично заявил о готовности зайти за него в случае необходимости. Что именно может выполнить роль этого катализатора - и есть ключевой вопрос. Возможно, это непредвиденное (несогласованное с "Приватом") поведение "Нафтогаза" на упомянутом ближайшем собрании акционеров "Укрнафты". Ведь компании Андрея Коболева ничего не мешает, например, утвердить главой правления ПАО какую-то свою кандидатуру (а не одобренного Коломойским британца Марка Роллинза).

Впрочем, затеянная Игорем Валерьевичем игра с привлечением Лондонского суда вполне может быть многоходовой. Используя эту угрозу, днепропетровский бизнесмен может, например, подстегнуть чиновников к активизации переговоров о создании вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК). Речь об "Объединенной нефтяной компании Украины", в состав которой планируется влить только многострадальную "Укрнафту", а и государственного оператора трубопроводной системы страны ("Укртранснафту") на пару с Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом ("Укртатнафтой"), который "Приват" и "Нафтогаз" контролируют примерно в равных долях.

Согласие на создание этого монстра Игорь Коломойский уже получил от премьер-министра Арсения Яценюка, о чем последний уже публично сообщил на прошлой неделе. Но далеко не все подчиненные премьера в восторге от этой идеи. Например, исполнительный директор НАК Андрей Пасишник заявил, что это станет возможным только после полной оплаты "Укрнафтой" долгов по налогам и дивидендам. А это больше 7 млрд грн. Формально Арсений Петрович может легко сломать через административное колено носителей такого мнения, но это явно не пойдет на пользу его имиджу. А угроза Лондонского арбитража - прекрасный повод решить все финансовые проблемы с "Приватом" в рамках оперативного создания ВИНК.