Зачем Порошенко щадит Путина
Когда человек невысок, ему не нужно надевать пиджак со слишком долгими полами. А костюмные брюки, каков бы ни был рост, не должны собираться гармошкой над туфлями. Эту неписанную и негласную норму нужно соблюдать, дабы соответствовать статусу успешного лидера сильного государства. Так что либо Владимир Путин и его имиджмейкеры - не русские, у которых "встречают по одежке...", либо санкции работают настолько хорошо, что разведенному российскому лидеру некогда следить за своим внешним видом (слухи о романе с Алиной Кабаевой необоснованны). Либо это такая же пощечина общественному вкусу, как и хронические опоздания. В разное время Путина приходилось подолгу ждать Папе Римскому, финскому президенту, шведскому королю, испанской августейшей чете и британской королеве. И хотя германский канцлер Ангела Меркель решительно сломала эту традицию, приходится констатировать: от встречи в Милане Путин выиграл.
Впрочем, по порядку. Российская агрессия против Украины заставила Федерику Могерини - тогда еще новоназначенного министра иностранных дел в правительстве Ренци и наивную почитательницу Владимира Путина - полностью перекроить повестку дня саммита форума "Азия-Европа" (АСЕМ). Это должна была быть встреча, посвященная преимущественно экономическим вопросам. Ведь в АСЕМ входят 53 страны, на которые приходится 2/3 мировой торговли, около 60% мирового ВВП и две международные организации - ЕС и АСЕАН.
Фотографы зафиксировали красноречивую рассадку участников - восемь лидеров стран Евросоюза, Путин и Порошенко, которых разделяет Маттео Ренци. Украинский президент шепчется с германским канцлером. Путин тоскливо смотрит на Меркель - за день до этого германский лидер публично унизила бывшего товарища, отменив встречу из-за его опоздания (их общение состоялось позже).
Кроме этих пикантностей сам форум не принес неожиданностей, разве что, по словам ван Ромпея, Путин, оказывается, считает Донбасс неотъемлемой частью Украины. Это, конечно, следует зафиксировать - но в целом это просто слова, лапша на уши европейцев. К примеру, разве Сирия когда-либо считала Бейрут "отъемлемой" частью Ливана? Нет, но это не мешало ей годами подпитывать кровопролитную войну. Москва определенно будет делать то же самое: сколько бы ни хорохорилось российское руководство, крыть санкции ему нечем. Поэтому наиболее очевидным способом хотя бы частичного восстановления статус-кво в отношениях с Западом для Кремля является повышение цены своей капитуляции - прежде всего за счет Украины. Здесь показательно интервью Путина сербской "Политике" накануне саммита, где сообщено, что "санкционное давление на Россию осложняет диалог, в том числе и по украинскому вопросу".
На сей раз переговоры шли без представителя США. Нет никакого смысла о чем-либо говорить с Путиным без американцев. Впрочем, там, где итогом является не демагогия, американцы присутствуют всегда - и, возможно, здесь лежит ответ на вопрос о значении миланской встречи. В ее ходе повторился нормандский формат: к Путину и Порошенко присоединились Меркель и Олланд. Намерение подключить представителя США было, но тут явно воспротивилась Россия. В этом формате прошли две встречи - первая, собственно в Нормандии, 15-минутные переговоры, на которых договорились о начале двусторонних переговоров. Вторая - в Минске, 26 августа, где была подготовлена "дорожная карта" для заключения перемирия в Донбассе. Результат известен: карта, вроде бы, работает, какое-то перемирие есть, но число участников только возросло, из чего по логике следует, что ситуация вовсе не улучшилась.
Некоторые эксперты считают, что нельзя допускать встреч между Порошенко и Путиным тет-а-тет. Во-первых, это неправильно с точки зрения имиджа - общественность не любит кулуарной таинственности. Во-вторых, видимость диалога на руку Кремлю. Мир финансов всегда благоволит переговорам, даже когда они всего лишь имитируют мирный процесс. Нужно ли Киеву участвовать в замедлении девальвации рубля и падения российского рынка ценных бумаг?
Петр Порошенко озвучил три пункта договоренностей (хотелось бы надеяться, что без кавычек):
1. Должны быть выполнены все пункты минского меморандума.
2. Содействие выборам в Донбассе.
3. Определенный прогресс по газу.
Впрочем, непонятно, чьим именно выборам в Донбассе намерен содействовать Путин, какие именно пункты (пока что ни одного) минских соглашений намерена выполнять Россия, и есть ли у Украины проблемы с газом?
Если начать с третьего, то недавно Россию обучали, как торговать газом. "Если газовые компании купили газ, то он уже не принадлежит "Газпрому", и они вольны делать с ним все, что захотят: могут продать, хранить. Следовательно, мы имеем четкие правила относительно функционирования внутреннего газового рынка, и они полностью отвечают требованиям ЕС", - объяснил ситуацию с реверсом комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер.
Можно не сомневаться, что судьба газа была одной из тем переговоров с глазу на глаз, но пока что реверс работает достойно, а приход на наш рынок Statoil - это крупный удар по позициям "Газпрома" в Европе. Однако позже Президент Украины завел речь о параметрах какого-то нового газового контракта и изыскании средств.
Что до выборов в Донбассе - о них уже все сказали наш ЦИК и бандит Захарченко. Есть округа, в которых выборы состоятся, в других будут довыборы после политической дезинфекции, а есть "премьер ДНР", спичи которого пишут в Москве.
Впрочем, у Путина тоже не все пошло гладко: по итогам встреч его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что санкции не обсуждались. То есть Запад продолжит удушать экономику страны-изгоя. Это пока единственный позитив форума для Украины.