Как Кремль дискредитирует украинское авиастроение
Сегодня ряд СМИ распространило информацию о том, что Индия якобы не может установить местонахождение пяти своих транспортных самолетов Ан-32, которые модернизировало украинское госпредприятие "Антонов". Об этом сообщалось со ссылкой на Defense News, который со своей стороны ссылается на чиновника военно-воздушных сил Индии.
Надо отметить, что это пару недель назад аналогичная информация появилась и на индийских новостных ресурсах. Однако дальнейшего распространения она не получила. Теперь же на новость отреагировали в ГП "Антонов". По данным главы госпредприятия "Антонов" Дмитрия Кивы, самолеты по-прежнему находятся на модернизации в столичном авиаремонтном заводе 410 ГА и никуда не пропадали. О "пропаже" ничего не знают и в компании "Укрспецэкспорт". Так что велика вероятность, что все произошедшее - это лишь очередная работа российской пропаганды.
Есть ли российская альтернатива Ан-32
А дело вот в чем. Чтобы сохранить свою эффективность индийская авиация должна модернизировать более 200 самолетов, среди которых более ста Ан-32. В качестве альтернативы модернизации Россия предлагала свой амбициозный проект - Дели и Москва были намерены совместно разработать транспортный самолет средней грузоподъемности MTA, способный нести пехоту, артиллерийские орудия или легкую бронетехнику, вплоть до легких танков, который мог бы прийти на смену тем самым Ан-32 индийских ВВС. Но по мнению специалистов, даже при положительном развитии событий, российский авиапром сможет представить первый опытный образец такой машины только 2025 год, и не раньше. Проблема в том, что для МТА нужен новый двигатель. Его эскиз появился только в 2012 году. Теоретически, двигатель из линейки уже работающих могла бы поставить украинская "Мотор Сич". Но после нападения на Украину и российской кражи всего украинского государственного имущества в Крыму, все поставки в РФ с этого направления были свернуты. В итоге, московский контракт с Индией оказался на грани краха. Россиянам осталось только обокрасть до ниточки кузнечно-прессовый филиал "Мотор Сич" во временно оккупированном Снежном Донецкой области. Вот только решить что-либо с Индией это не помогло.
В итоге в западных СМИ Россия нарвалась не просто на критику, но и на обвинения в том, что индийские ВВС Кремль умышленно пытается ослабить в рамках неких договоренностей с Пекином. И именно за этим последовали публикации и продаже Ан-32. Впрочем, вполне вероятно дело даже не в договоренностях с Китаем - Россия просто теряет позиции на рынке вооружений и, видимо, восстанавливать их планируется "традиционном методом" - обливанием грязью конкурентов.
Россия признала - с оборонкой у нас все плохо
Так, буквально на днях громкое заявление прозвучало от лица представителя российского монополиста по экспорту оружия, компании "Рособоронэкспорта" - оказывается, ряд российских систем вооружений проигрывает по своим параметрам иностранным. Подобные публичные признания крайне редко можно услышать непосредственно от тех, кто это оружие продает. А тут вдруг глава группы советников гендиректора "Рособоронэкспорта" Александр Бриндиков, в докладе Совету Федерации 27 марта 2015 года заявил, что российские производители вооружения не способны достойно конкурировать с западными компаниями и за прошлый год были вынуждены покинуть более трех десятков секторов в этой сфере: "Мы практически ушли из половины секторов оборонной промышленности, и вопрос не в том, что мы что-то недоработали в маркетинге, а в том, что мы попросту становимся в этих отраслях неконкурентоспособными", - заявил он.
Говоря о причинах неконкурентоспособности, Бриндиков пояснил ТАСС, что она связана с "внутренними проблемами", в частности, с проблемами "в области электронно-компонентной базы" - фактически с тем, что и обеспечивает высокотехнологичность современной техники. Примечательно, что на рынке же бронированной техники Россию и вовсе вытесняют Украина, США, Германия и КНР, которые со своими танками и бронетранспортерами занимают все новые и новые экспортные сектора. Несовершенство российской бронетанковой техники себя ярко продемонстрировало, когда было проведено последнее моделирование танкового боя с участием наиболее известных и современных танков мира. Тогда первое место занял украинский Т-84 БМ "Оплот", обойдя немецкий Leopard 2A7 и американский M1А2 SEP V2 Abrams. Что же до российского Т-90 МС "Тагил", то он занял общее шестое место.
К числу отраслей, где российским оружейникам становится все сложнее конкурировать с иностранными производителями, Александр Бриндиков также отнес рынок артиллерийских систем и боеприпасов к ним. "Мы занимаем плохие позиции в области артиллерийских систем и современных выстрелов, хотя раньше ничем не уступали вопросе той же Швеции". По его данным, российская 152-мм самоходная гаубица 2С19 "Мста-С", производящаяся с 1989 года, в настоящее время уступает по дальности стрельбы (около 25 км) аналогичным артиллерийским системам США, Великобритании, ФРГ и Китая, причем если говорить о стрельбе активно-реактивным снарядом (29 км), то очень существенно: китайская PLZ-05 стреляет на 53 км, американская XM2001, британская AS-90 Braveheart и германская PzH 2000 - более чем на 40 км. Очевидно, что артиллерийские части, способные вести огонь на большее расстояние, дают своему командованию значительное преимущество.
Также представитель "Рособоронэкспорта" пояснил, что более современных изделий самоходной дивизионной артиллерии в постсоветское время в России пока не разработали. Кроме того, российский чиновник отметил и резкое ухудшение ситуации и в авиационной сфере, что соответственно отобразилось на выполнении внутренних и внешних заказов.
По всей видимости, что с 1991 года в российском оборонном секторе мало, что изменилось - ведь фактически вся высокотехнологичная начинка и развитие данной отрасли на прямую зависит от западных технологий. А, как известно, поставки технологий и оборудования в 2014-2015 годах в Россию сократились до катастрофического уровня, по причине ввода санкций за аннексию Крыма и дальнейшую агрессию против Украины.
И совершенно очевидно, что в таких условиях Россия не сможет ни выполнять, ни даже думать о продолжении выполнения своих внешних контрактов. Но, видимо, в Кремле решили как минимум попробовать потянуть с собой на дно украинский оборонпром.