Зачем Кернес окончательно стал под крышу Коломойского
"Я действительно буду баллотироваться от "Відродження" на пост мэра, а также буду первым номером в списке в областной и городской советы", - заявил СМИ Геннадий Кернес и тем самым расставил все точки над "і" в вопросе своих предвыборных партийных приоритетов. Таким образом, с актуальной повестки дня снят вопрос о запуске градоначальником Харькова собственного политического проекта. Хотя подготовка к этому активно велась как минимум с начала года. Вероятно, дополнительным стимулом стал новый закон о местных выборах, который позволяет выдвигаться в мэры городов с населением более 90 тыс. жителей исключительно от всеукраинских партий: содержать ячейки карманной организации за пределами родного города и области Кернес посчитал нецелесообразным. Однако, что более показательно, многомесячная работа по обработке харьковским лидером "Оппозиционного блока" Михаилом Добкиным своего бывшего партнера по крепкому политическому тандему идти на выборы под "сине-белым" партийным флагом фактически пошла насмарку. На решение Кернеса не повлияли ни публичные добкинские пряники, ни его же кнуты.
К первым вполне относится рьяная защита депутатом Добкиным мэра Харькова во время летних обысков сотрудниками МВД его места проживания в отеле "Националь". И постоянное присутствие рядом с Кернесом на громких заседаниях полтавского суда, рассматривающего обвинения против харьковского градоначальника и двух его охранников в похищении, избиении и угрозах убийством участников Евромайдана в 2014 г. Что же касается кнутов, то ими можно было считать превентивную артподготовку в информационном пространстве Харькова путем распространения возле метро и в других людных местах города бесплатных газет "Оппозиционного блока" с броскими заголовками вроде "Осторожно! В регионе действует ручная оппозиция". Более того, в данном разоблачительном материале свои разъяснения давал лично Добкин. "Сегодня появилась иная партия "Відродження". Она появилась абсолютно без харьковских корней, но с серьезными корнями из Днепропетровска", - подчеркнул он.
Правда, в тех агитках речь персонально о Кернесе не шла, как и не упоминалась фамилия днепропетровского бизнесмена Игоря Коломойского. Хотя знающие люди, а их среди харьковчан немало, тут же поняли не только прямой намек на четкую связь "возрожденцев" с лидером группы "Приват" (что в принципе давно было "секретом Полишинеля"), но и явные причинно-следственные связи. А заявление Добкина, растиражированное в Харькове в своем "боевом листке", появилось сразу после того, как в местном горсовете не без содействия мэра была создана новая депутатская группа "Відродження". А еще чуть ранее - одноименное объединение в Верховной Раде, сопредседателями которого наряду с формальным партийным лидером Виктором Бондарем выступили Валерий Писаренко и Виталий Хомутынник, избравшиеся на перевыборах-2014 как раз в мажоритарных округах Харькова.
Если перефразировать известное выражение, то нынешний лейтмотив Кернеса звучит так: "Добкин мне друг, но мэрство дороже". Геннадий Адольфович, всегда умеющий держать нос по ветру, на этот раз осознал всю ущербность для своих предвыборных интересов от публичного союза с бывшими однопартийцами. Те вновь норовили пойти прицепом за мощным мэрским паровозом, в случае триумфа окружив его со всех сторон, а при поражении - просто от него отцепиться и забыть. Впрочем, официальный развод харьковского градоначальника с бывшими соратниками из Партии регионов в целом и давним другом Добкиным в частности еще не означает, что после местных выборов Кернес вновь не воспылает любовью к "Оппозиционному блоку". Особенно когда потребуется создавать в облсовете и горсовете нужный формат большинства. Но на данный момент все выглядит так, что "возрожденцы" и "оппозиционеры" будут жестко оппонировать друг другу на харьковских выборах. И это является продолжением глобальной войны Коломойского и Ахметова как главных содержателей обоих партийных проектов, образовавшихся на обломках ПР. Так что от того, чем закончится схватка на самом верху, будет многое зависеть и внизу, в том числе на уровне Харькова.
Для Кернеса слово Коломойского всегда было если не законом, то чем-то очень близким. В интернет неоднократно попадали аудиозаписи телефонных разговоров, в которых человек с голосом, похожим на Геннадия Адольфовича, подобострастно внимал нагоняям от абонента с голосом, похожим на Игоря Валерьевича. Согласно откровениям правой руки лидера группы "Приват" Геннадия Корбана лично Коломойский заставил его тезку в феврале 2014 г. вернуться в Харьков и "сдержать ситуацию". Что обещал днепропетровский миллиардер Кернесу взамен, Корбан, конечно же, умалчивает, однако, судя по всему, речь шла о предоставлении прочной крыши. Она хоть и не спасла харьковского мэра в апреле минувшего года от покушения во время велопрогулки в парке, но, видимо, является определенным подспорьем во время перманентных разборок с давнишним врагом, главой МВД Арсеном Аваковым, сохраняющим добрые отношения с Коломойским.
В конце концов, именно креатура Авакова - экс-губернатор Игорь Балута - имеет наибольшие шансы стать пресловутым единым кандидатом от демократических сил на мэрских выборах в Харькове, чему были посвящены целый ряд пока безрезультатных заседаний местного "Общественного форума". Выглядит так, что для Кернеса нехаризматичный Балута из непосредственного аваковского окружения - чуть ли не идеальный спарринг-партнер. Тем более что ключевым предвыборным посылом харьковского градоначальника в его походе на второй срок является выискивание во всех своих бедах с покушением включительно "ушей Авакова", заставляя главу МВД и его харьковскую команду постоянно оправдываться.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 7 сентября 2015 г. (№36/746)