Выборы президента в "Дії" или отмена голосования: что хуже для страны
Вопрос сводится к тому, можно ли минимизировать риски настолько, чтобы преимущества выборов во время войны взяли верх над недостатками
Приближается сакральная дата — 31 марта, день, когда у нас по Конституции должны были пройти президентские выборы. В этой связи довольно живенько продолжаются дискуссии о выборах во время войны.
Эта тема обсуждается не только в украинских, но и в западных медиа. В частности, немецкая газета Der Tagesspiegel 15 марта опубликовала большое интервью с Владимиром Кличко, где он рассказал, что выборы проводить можно и нужно и "Дія" — хорошее подспорье. А Владимир Зеленский недавно в интервью американскому телеканалу Fox News подчеркнул, что он бы выиграл выборы, поэтому не надо говорить, что он выборов боится.
В подобных дискуссиях звучат разные аргументы за и против выборов во время войны. Главные возражения указывают на серьезные риски, ожидаемые на протяжении избирательной кампании. Поэтому вопрос сводится к тому, можно ли минимизировать риски настолько, чтобы преимущества выборов взяли верх над недостатками.
Риски предвыборной кампании
Главный аргумент в пользу выборов — они подтвердят приверженность Украины демократии, и это укрепит ее поддержку западными странами. Но для этого выборы должны быть свободными. Если выборы окажутся несвободными, это будет иметь противоположный эффект: жители западных стран посмотрят на них с отвращением, а их правительства от нас отвернутся.
Что такое свободные выборы, можно прочитать в нашем Избирательном кодексе: "Выборы в Украине свободны. Гражданам Украины обеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и ее свободного изъявления при голосовании". Подчеркнем, что тут указаны две одинаково необходимые составляющие: сначала свободное формирование гражданами своей воли во время предвыборной кампании и затем свободное волеизъявление в день голосования. Без первой составляющей вторая теряет смысл.
На Банковой это обстоятельство недооценивают. Потому и заявил Зеленский в интервью Fox News: "Сейчас у меня самая большая поддержка в обществе. Поэтому, если мы проведем выборы сейчас, то люди выберут меня".
Однако, если провести выборы прямо сейчас, то Запад не признает их свободными. Чтобы Запад признал наши выборы свободными, перед голосованием должна быть обеспечена свободная предвыборная кампания.
А это, согласно Избирательному кодексу, означает свободное проведение собраний граждан, митингов, походов, демонстраций, установку агитационных палаток, одинаковый доступ кандидатов к медиа (кроме партийных изданий) и носителям внешней рекламы. Также это право граждан свободно агитировать не только за, но и против кандидатов. Вся эта красота должна обеспечиваться в течение 90 дней — именно столько отводит на процесс выборов президента Избирательный кодекс.
Но нельзя недооценивать и другое обстоятельство. Три месяца буйства свободы, которая будет особенно пьянящей после более чем двух лет цензуры в телеэфире и запрета на массовые акции, — это, конечно, очень серьезный риск во время войны.
Кремль, несомненно, воспользуется этой возможностью, чтобы продвигать свои нарративы. Отметим, что действующая редакция Избирательного кодекса этому помогает. Там записано, что Центральная избирательная комиссия (ЦИК) должна отказать кандидату в регистрации, если найдет в его предвыборной программе "пропаганду войны". Пропагандировать мир с Россией, оказывается, можно, а продолжение войны с целью освободить нашу территорию от оккупантов — нельзя. Очевидно, эту норму нужно будет исправлять в первую очередь.
В то же время нужно вводить дополнительные нормы против откровенно пророссийских кандидатов. Сейчас ЦИК имеет полномочия отказать в регистрации кандидата, если в его программе есть положения, направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Но кандидат может составить формально проукраинскую программу, а затем в своих публичных выступлениях озвучивать кремлевские месседжи. Очевидно, нужно вводить в Избирательный кодекс полномочия ЦИК снимать с регистрации кандидата, который агитирует за территориальные уступки России, мир любой ценой и т.д.
Но это не гарантирует от митингов и демонстраций с такими же лозунгами. Возможны и драки, ведь не каждый равнодушно пройдет мимо. И специальные провокации к массовым столкновениям тоже вполне возможны. Кремлю будет очень выгодно создать картинку гражданской войны на наших улицах.
Чтобы снизить этот риск, нужна хорошая работа профессионалов из СБУ. Поскольку Банковая уверена в высоком профессионализме нынешнего руководства спецслужбы, то проблема российской агитации не должна быть настолько страшной, чтобы стать непреодолимым препятствием для свободных выборов.
Риски голосования в "Дії"
Вторая проблема — обеспечение свободного и притом безопасного волеизъявления граждан в день выборов. Даже сторонники выборов не могут не признавать серьезность этой проблемы.
Например, Владимир Кличко в интервью Der Tagesspiegel подчеркнул, что, с одной стороны, нам нужны выборы, и они обязательно должны состояться. С другой стороны, возникает вопрос, как их можно осуществить на практике. "Чего не должно случиться ни при каких обстоятельствах, так это того, чтобы люди, сражающиеся на передовой, были исключены из выборов. Но как им голосовать? Ежедневные нападения также представляют собой серьезную проблему. Мы не можем рисковать жизнью людей, которые голосуют. И избирательные участки, конечно, станут отличной мишенью для россиян", — констатировал он.
По его мнению, выход в том, чтобы провести голосование в "Дії". "Украина — одна из стран Европы, наиболее продвинутых в цифровизации. У нас есть "Дія" — защищенное приложение практически для всех административных услуг, — рассказал он немцам. — Мы также могли бы использовать его для выборов. Это также позволило бы нам дать солдатам на фронте возможность голосовать. Но решение о реализации остается, конечно, за президентом".
Возможны два варианта использования "Дії" для организации голосования. Радикальный вариант — это когда голосовать можно только в "Дії". Главное его достоинство — простота и дешевизна реализации. Нет никаких избирательных участков и избирательных округов, соответственно оказываются излишними участковые и окружные избирательные комиссии. Однако этот вариант фактически лишает избирательного права обширную категорию граждан, которые не имеют смартфона; или не желают регистрироваться в "Дії"; или банально не умеют голосовать онлайн.
Осторожный вариант — это когда совмещаются голосования онлайн и офлайн. То есть фактически создается новый избирательный округ — онлайновый. И каждый избиратель, желающий проголосовать в "Дії", должен заблаговременно (конечно, в онлайн-режиме) вычеркнуть себя из списка избирателей на своем участке и внести себя в список для голосования в "Дії". В прифронтовой зоне это должно быть единственной доступной возможностью — там избирательные участки создавать нельзя.
У этих двух вариантов, радикального и осторожного, есть две общие проблемы. Во-первых, это проблема украинских граждан на оккупированных территориях. Теоретически они тоже могли бы голосовать онлайн. Но кто гарантирует, что это голосование будет не под дулом российского автомата? К тому же Украина не способна обеспечить жителям оккупированных территорий "условия для свободного формирования своей воли", как того требует Избирательный кодекс. Поэтому Верховной Раде нужно будет решить, лишать ли их права на голосование онлайн.
Во-вторых, есть проблема политического контроля над голосованием. Помнится, года три назад, еще до большой войны, звучало много опасений, что выборы в "Дії" могут быть слегка "подкорректированы" или даже грубо фальсифицированы. Тогда вопрос стоял так: что лучше для страны — голосование как обычно или с использованием "Дії". И напрашивался ответ, что лучше все же обойтись без "Дії", чтобы ни у кого не возникало подозрений в нечестности выборов.
Но сейчас альтернатива другая. Вопрос стоит так: что хуже для страны — голосование с использованием "Дії" или отсутствие выборов. Тут напрашивается ответ, что неплохо бы защитить голосование в "Дії" от подозрений в фальсификациях.
Напомним, что нынешний состав ЦИК был избран в октябре 2019 года в составе 17 членов, из которых 12 — представители партии "Слуга народа". Понятно, что если контроль над голосованием онлайн будет осуществлять нынешняя ЦИК, то подозрения не только не отпадут, но лишь усилятся.
Если уж мы говорим, что нужно создать онлайновый избирательный округ, то нужно и создать для него окружную избирательную комиссию по правилам, записанным в Избирательном кодексе. Это означает по одному члену комиссии от каждого кандидата на пост президента.
Конечно, все сказанное выше не претендует на то, чтобы служить окончательным рецептом. Скорее это иллюстрация давнего афоризма: "Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину". По-видимому, у нас будет то же самое: кто выборов боится — тот найдет множество причин, почему их нельзя проводить. А кому выборы нужны — тот будет предлагать способы.