За Болеслава Храброго ответят. Когда Украина вспомнит, что в Польше живет миллион украинцев
Кроме этнических украинцев, проживающих в Польше с давних времен (по данным переписи 2011 г., 26 тыс человек указали свою принадлежность только к украинской национальности), в этой стране работает приблизительно миллион наших сограждан. Это люди, которые фактически осели там. К этому количеству можно приплюсовать еще несколько десятков тысяч украинцев, приезжающих временно на три месяца на основании безвизового режима, и затем возвращающихся домой. Также за последние годы наша молодежь активно потянулась в Польшу на учебу. Многие - с целью остаться тут жить. Таким образом, украинцы являются самым многочисленным национальным меньшинством в Польше.
В этой стране действуют украинские организации и религиозные общины, самой влиятельной из которых является "Объединение украинцев в Польше". Есть и свой профсоюз, защищающий соотечественников от нечестных работодателей. Однако в последние годы украинцы в Польше и лидеры украинских общественных организаций все чаще сталкиваются с проблемой ксенофобии, подогреваемой отдельными польскими политиками. К сожалению, имеющими непосредственное отношение к правящей партии "Право и справедливость".
Последний вопиющий факт - окружная прокуратура в городе Замосць Люблинского воеводства начала следствие относительно высказываний главы "Украинского общества" Григория Куприяновича на памятных мероприятиях в Сагрине, посвященных чествованию памяти украинцев, убитых в 1944 г. Теперь Куприяновичу грозит наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Оказалось, в прокуратуру "настучал" люблинский воевода Пшемыслав Чарнек. По его мнению, сравнение событий в Сагрине с событиями на Волыни в 1943 г. оскорбляет поляков. Куприянович обратился за объяснениями к премьеру Польши Матеушу Моравецкому, являются ли действия Чарнека официальной позицией правительства.
И даже если глава польского правительства не солидаризуется с люблинским воеводой по этому конкретному случаю, ни для кого не является секретом, что в последние годы политика Варшавы в отношении Киева стала менее дружелюбной. Чего только стоит так называемый "закон о бандеризации". Польские политики регулярно позволяют себе лишнего в адрес украинцев. Так, на этой неделе представитель правящей партии и депутат Европарламента Рышард Чарнецкий предложил отпраздновать тысячную годовщину взятия Киева королем Болеславом Храбрым.
Взращиваемый партией "ПиС" национализм приносит ей рейтинговые дивиденды, при этом серьезно вредит украинско-польским отношениям. До сих пор Украина пыталась не отвечать на провокации. Можно было, конечно, устроить в этом году пышные торжества по случаю 370-й годовщины разгрома поляков под Желтыми Водами и Корсунем, но у нас эту дату предпочли не заметить. Одна из причин нежелания ругаться с Варшавой - у наших властей до сих пор сохраняется стереотип о Польше как европейском адвокате Киева. Хотя это уже в прошлом. Но Киев и Варшаву объединяет крайне негативное отношение к политике Москвы. Потому вступать в жесткий конфликт с союзником из-за разной трактовки исторического прошлого просто неразумно.
Тем более что в Польше существует сильная оппозиция нынешнему курсу "ПиС" и Украине было бы разумно сделать ставку на эти силы. Те же, в свою очередь, заинтересованы в поддержке украинского меньшинства, проживающего в Польше. Это не означает, что официальный Киев обязан открыто встать на позицию оппонентов Ярослава Качинского и Анджея Дуды. Речь о другом - наше государство способно оказывать максимальную поддержку, в том числе финансовую, украинской диаспоре в Польше.
Чем больше там возникнет сильных организаций, отстаивающих права украинцев, тем сговорчивее будут официальные власти. Не следует забывать, что ничто так не подталкивает к политической самоорганизации меньшинств, как давление на них со стороны правительства. Проще говоря, наше государство могло бы помочь возникновению украинской партии в Польше. Не обязательно со словом "Украина" в названии. Сегодня во многих странах представители диаспор являются депутатами, местными чиновниками, правозащитниками. Классическим примером может послужить опыт Канады, где политические силы пытаются перед выборами заручиться поддержкой украинского национального меньшинства. Так должно быть и в Польше, тогда тамошние политики сто раз подумают перед тем, как в чем-то обвинять украинцев.