Куда сбежал избиратель Порошенко
Каждый второй избиратель, на прошлогодних парламентских выборах проголосовавший за ту или иную политическую силу, в этом году на местных выборах изменил свое мнение. Но это не значит, что он поменял его на противоположное. Если бы это случилось, то почти по всей стране большинство в советах получил бы "Оппозиционный блок". Нет, украинцы не сделали подарка Путину. Но и власть подарков не получила. Время кредитов доверия миновало, похоже, безвозвратно. В выигрыше оказались те партии, которые, по мнению избирателей, способны исполнить роль коллекторов и принудить власть платить по счетам. Впрочем, дальше этого дело не зашло. Общественный запрос на политическую силу, способную сменить нынешнюю власть, пока еще не вполне сформировался. Кстати, о том же говорит и низкая явка.
Парадоксы низкой явки
По сравнению с октябрем прошлого года явка на выборах снизилась с 52,4 до 46,6% (т. е. на 5,8%). В абсолютных цифрах число избирателей, получивших бюллетени, уменьшилось почти на 2,2 млн (с 16 до 13,8 млн).
Сейчас можно услышать много объяснений в том духе, что украинцы стали равнодушнее и апатичнее, но все же стоит учитывать разницу между общенациональными и местными выборами. На президентских и парламентских выборах дополнительной мотивацией для активности избирателей служат межрегиональные противоречия. Многие идут на участки только для того, чтобы поддержать "своих" против "чужих". А на местных выборах обычно, хотя и не всегда, приходится выбирать между подвидами "своих".
Традиционно наиболее высокую явку демонстрируют Галичина и Волынь. Но они же на прошедших местных выборах показали почти наибольшее падение явки по сравнению с октябрем 2014 г.: Львовщина - с 70 до 56,3%, Тернопольщина - с 68,3 до 56,5%, Ивано-Франковщина - с 63,7 до 52,9%, Волынь - с 64,9 до 55,3%. А рекордсменом по снижению активности избирателей стал Киев: здесь явка упала с 55,9 до 41,9%. Большинство киевлян попросту не сочли нужным ни выражать свою поддержку Виталию Кличко, ни выказывать ему недоверие.
Противоположным примером может служить Закарпатье, где явка не снизилась, а выросла с 44,7 до 49,2%. Там противостояние между местными кланами оказалось для людей важнее межпартийной борьбы на всеукраинском уровне.
К кому ушел избиратель НФ
Почти 3,5 млн украинцев проголосовали в 2014 г. за "Народный фронт", обеспечив ему первое место - 22,1%. В этом году политсила Арсения Яценюка официально самоустранилась от участия в местных выборах, хотя некоторые близкие ей люди баллотировались от других партий.
Как уверяют социологи, даже если бы НФ принял участие в местных выборах, в среднем по стране уровень его поддержки не превысил бы нескольких процентов. Если учесть, что год назад он получил максимальную поддержку на Галичине и Волыни (33-37,5%), то нетрудно заключить, что значительная часть бывших избирателей премьерской партии попросту проигнорировала местные выборы, внеся таким образом существенный вклад в снижение явки. Но все же большинство бывших симпатиков НФ на избирательные участки пришли. Их голоса разделились приблизительно поровну между БПП "Солидарность" и партиями условной "новой оппозиции".
Рокировка "Солидарности" и "Самопомочі"
Хотя к президентской партии перетекла часть электората НФ, но еще больше избирателей от нее ушло. Приток наблюдался главным образом в западных областях, а отток - в южных и восточных. Таким образом, электорат БПП "Солидарность" обновился едва ли не наполовину и стал гораздо более западным, чем раньше, хотя центральноукраинское ядро его в основном сохранилось. Все же Петр Порошенко воспринимается как киевско-винницкий, поэтому менять его на кого-то другого центральноукраинский избиратель спешить не будет.
Немалая часть электората БПП на востоке и юге перетекла к "Самопомочі". Она оказалась очень подходящей для тех, кто имеет претензии к Президенту и правительству, но не хотел бы голосовать ни за экс-"регионалов", ни за националистов. В то же время на западе поддержка "Самопомочі" несколько снизилась. В результате электорат этой партии стал заметно более юго-восточным, чем раньше.
Такая рокировка "Солидарности" и "Самопомочі" заставляет с большей серьезностью воспринимать президентские амбиции Андрея Садового. Ему вовсе не обязательно добиваться досрочных парламентских выборов.Вместо этого он может спокойно дожидаться очередных выборов главы государства и укреплять имидж свой и своей политической силы как альтернативы Порошенко и его партии. А для этой задачи как раз не нужно иметь посты в правительстве и разделять ответственность с правящей партией.
Чего хочет избиратель "новой оппозиции"
Немалая часть избирателей НФ и БПП перетекла к "новой оппозиции", к которой условно можно причислить такие партии, как "Свобода", "Батьківщина", "Укроп". Условно - потому что сами они пока не говорят ни о каком-либо организационном объединении, ни хотя бы о консолидации усилий ради тактических целей. Такой целью на ближайшие месяцы могут стать досрочные перевыборы парламента. Повод для решительных выступлений подвернется сам - например, в виде президентского или правительственного законопроекта об амнистии для "рядовых" террористов в Донбассе.
Понятно, что досрочные парламентские выборы нужны "новой оппозиции" для того, чтобы получить контроль над правительством. Но было бы опрометчиво считать, что того же хотят ее избиратели. Ядро электората "новой оппозиции" составили те украинцы, которые требуют решительных действий и больше не готовы ждать и верить в обещания власти. Они голосовали прежде всего против, а не за. То есть своим голосованием выразили недоверие Президенту и правительству, но это еще не означает, что они хотят, чтобы страной правили "Свобода", "Батьківщина" и "Укроп".
Этим партиям их избиратели пока готовы доверить только функции надсмотрщиков за властью, которые должны заставлять ее выполнять свои обещания и не допускать сдачи национальных интересов в угоду Путину. Но если "новая оппозиция" поставит на первое место борьбу за власть, то она может получить эффект, обратный ожидаемому.