Юристы: Компании смогут легко скрывать своих реальных собственников, даже после принятия запрещающего закона
Сегодня Верховная Рада приняла закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей". Это, по задумке авторов, должно решить проблемы выявления конечных собственников активов.
Однако, по мнению адвоката департамента уголовной практики ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Егора Штокалова, нынешняя редакция закона позволит компаниям виртуозно уходить от обязанности сообщать о своих реальных владельцах.
"Дело в том, что законодательство Украины и стран, включенных в официальный список оффшорных зон, очень отличается. И вопрос относительно обязанностей должностного лица (формального собственника), например республики Вануату, раскрыть информацию о лицах, в пользу которых он действует по трастовому контракту, представляется сомнительным", - считает Егор Штокалов.
Адвокат уверен, что теперь в Украине просто существенно вырастет спрос на специалистов по регистрации прав на оффшорные компании. "Например, собственник предприятия из Украины - компания с Кипра. А ее собственник - другая компания, зарегистрированная на Белизе. А конечный бенефециар - подставной директор с Белиза. Формально, подставной директор обязан действовать в интересах фактического собственника актива. Плюс трастовый контракт может предусматривать обязанность директора не разглашать сведения о лице, в интересах которого он владеет активом", - приводит пример возможной схемы по уходу от обязательства раскрывать реальных собственников компании Егор Штокалов.
В целом с коллегой согласны и юристы юридической компании "Prove Group". Они уверены, что несмотря на принятый сегодня закон, крупные компании все равно смогут скрыть информацию о своих собственниках. В соответствии с законом, все юридические лица должны будут показать свою структуру собственности и конечного собственника. Такой подход соответствует мировой практике, как и проблема с которой пытаются бороться таким путем тоже общемировая. Сложностью же в решении этой проблемы является наличие на мировой карте так называемых "офшорных зон" и существованием в них такого понятия как "номинальный владелец".
Как поясняет управляющий партнер компании "Prove Group" Владислав Кочкаров: "Номинальный владелец - лицо, которое от своего имени управляет корпоративными правами другого лица, в интересах последнего. При этом, в реестрах собственников корпоративных прав именно этот "номинальный владелец" и указан как собственник предприятия. В свою очередь между этим человеком и реальным владельцем заключается трастовый или подобный договор, которым предусмотрен отказ "номинального" от всех прав на предприятие в пользу реального владельца".
Вот здесь, как утверждают юристы "Prove Group" и кроется основная сложность - об этих договорах узнать очень сложно. Даже если они регистрируются в государственных реестрах стран офшоров - доступ к ним ограничен практически как к банковской тайне.
"Таким образом, показывая по документам "номинального владельца" можно достаточно эффективно и долго скрывать владельца реального. При этом доказать что-либо будет крайне сложно", - утверждает Владислав Кочкаров и добавляет, что "конечно такая схема достаточно дорогостоящая и несет в себе некоторые риски, но все же ею будут пользоваться".