Юлия Тимошенко: в поисках машины времени

Единственная возможность для экс-премьера задержаться в большой политике — перестать мнить себя гениальным лидером
Фото: tymoshenko.ua

"Газовая принцесса", "украинская Жанна д'Арк", "железная леди", "мужик в юбке". Тимошенко сыграла много ролей, которые часто выбирала себе сама. И все они характеризовали основателя "Батьківщини" как неутомимого альпиниста, который неистово ка­раб­ка­ется на вершину власти. В 2010 г. Тимошенко почти удалось ее покорить. Не хватило каких-то 3,48% голосов, чтобы опередить Виктора Януковича в гонке за президентское кресло. Не хватило потому, что Юлия Владимировна сознательно настроила против себя тех, кто мог бы выступить союзником, подставить плечо. Ей казалось, что она справится сама и нет смысла делиться будущим праздничным тортом.

Первый лидерский опыт в политике Тимошенко получила волею обстоятельств, сама того не желая. В 2000 г. на посту вице-премьера "газовая принцесса" объявила войну ближайшему окружению Леонида Кучмы, рассчитывая продвинуть интересы подконтрольного ей газового оператора ЕЭСУ. Война была проиграна, а Тимошенко несколько месяцев провела в СИЗО. И превратилась в один из символов движения "Украина без Кучмы", а после выхода - в яркого оппозиционного политика, чья партия смогла набрать 7,3% на парламентских выборах 2002 г. Уже тогда Юлия Владимировна поняла, как сильно успешность роли мученика зависит от образа врага, чем демоничнее - тем лучше.

После революции Юлия Владимировна могла бы занять комфортную нишу всеми уважаемого старейшины украинской политики - того, кто влияет на принимающих решения. Но ей опять захотелось большего

По результатам Оранжевой революции Тимошенко получила кресло премьер-министра, Кучма и Янукович на роли врагов уже не тянули, а Ющенко еще имел слишком высокий уровень поддержки. Тогда во враги были записаны так называемые "любі друзі" во главе с Петром Порошенко - группа приближенных к власти олигархов, как бы мешающих премьеру проводить реформы. Интрига закончилась не так, как планировалось - вместе с попавшими в опалу "друзями" была отправлена в отставку и сама премьер. Так у Юлии Владимировны появился новый образ - "жертвы придворных интриг".

В 2006 и 2007 гг. Блок Юлии Тимошенко провел две удачные парламентские кампании (22,3% и 30,7% соответственно), укрепившие в Юлии Владимировне уверенность в своих лидерских качествах. Да и Янукович после "оранжевого" перепуга к тому времени вновь стал очень полезным врагом. В позиционных войнах с двумя Викторами, надев образ "мужика в юбке", Тимошенко и подошла к своей самой главной кампании - президентской 2010 г. Она до сих пор уверена, что победу у нее украли фальсификации в пользу Януковича во втором туре, когда на кандидата от "регионалов" работала и подконтрольная Ющенко часть исполнительной вертикали. И мало задумывается о том, что столкновение эго двух лидеров Майдана-2004 в ущерб интересам государства, за чем с отвращением наблюдала страна в течение пяти лет, и породило ту армию "протывсихов", которых во втором туре набралось 4,36% - то есть больше, чем составил разрыв.

Лидерский стержень помог Тимошенко с достоинством пережить тюремное заключение по "газовому" делу, а "Юле - волю!" стал одним из лозунгов Революции достоинства. После обретения свободы у нее были все возможности начать с чистого листа, а не цепляться за прошлое. Понять, что страна, заплатившая за победу намного большую цену, чем во время революции 2004 г., не желает вновь становиться свидетелем борьбы за власть между своими. И внеочередные президентские выборы могли стать хорошим поводом взять паузу. Но Юлия Владимировна предпочла с головой окунуться в любимое дело - бороться за голоса, доказывая всем и самой себе, что "харизму не пропьешь". Оценка "Батьківщини" на парламентских выборах - последний звонок, не намекающий даже, а разрывающий барабанные перепонки, - нужно меняться. Но Юлия Владимировна, сыгравшая так много ролей, пока не может подобрать себе новую, которая была бы по вкусу.