• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Взрыв на ЗАЭС и обстрел Киева. Чем еще может ответить Путин на пощечину от Зеленского

Россия рискует получить ответные удары по своей территории — и именно это сейчас служит главным сдерживающим фактором для Кремля

владимир путин
Реклама на dsnews.ua

Путин сейчас ищет невоенные способы вынудить Украину к прекращению огня. Попытка договориться об этом при посредничестве Турции и ООН провалилась. Но это не значит, что в Кремле не думают о других способах.

Что Путин предложил Зеленскому

На переговорах с Владимиром Зеленским во Львове 18 августа президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган играл роль посредника между Киевом и Москвой. По информации CNN Turk, 5 августа Путин на встрече с Эрдоганом в Сочи намекнул, что готов встретиться с Зеленским. Как отмечает издание, позиция Москвы стала гораздо более гибкой. Раньше предложения о переговорах Зеленского с Путиным исходили из Киева, и Москва неизменно отвечала: "Сначала пусть делегации определят дорожную карту, а уже потом лидеры проведут саммит". Теперь же Москва заявила: "Сначала лидеры могут обсудить и определить дорожную карту, а затем делегации могут начать работу по воплощению этой дорожной карты в жизнь".

Впрочем, нельзя сказать, что Путин уже не выдвигает никаких условий для встречи с Зеленским. Условий как минимум два. Во-первых, это прекращение огня. По сведениям CNN Turk, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш именно для того стал третьим участником переговоров во Львове 18 августа, чтобы обсудить с Зеленским и Эрдоганом обеспечение прекращения огня — в качестве продолжения зернового соглашения, которое было подписано 22 июля в Стамбуле Россией, Украиной и Турцией при участии ООН.

Во-вторых, это та конечная цель, путь к которой должен быть нарисован на "дорожной карте". "На нашей трехсторонней встрече мы оценили возможности преобразования позитивной атмосферы, созданной Стамбульским консенсусом, в прочный мир, — заявил Эрдоган по итогам переговоров во Львове. — Лично я продолжаю верить в то, что война в конечном итоге закончится за столом переговоров… Я считаю, что можно возобновить переговоры на основе тех параметров, которые были сформированы в Стамбуле в марте".

Судя по всему, именно в этом и заключается суть предложения Путина, которое передал Зеленскому Эрдоган: закончить войну на тех условиях, на которые Украина уже готова была согласиться. Напомним, что 29 марта украинская сторона на переговорах с Россией в Турции официально представила свои предложения. В частности, Украина согласилась взять на себя обязательство не размещать на своей территории иностранные военные базы, иностранные военные контингенты, не вступать в НАТО, а какие-либо военные учения на своей территории проводить только с согласия России. Также Украина предложила в течение 15 лет проводить переговоры о статусе Крыма и Севастополя и согласилась в течение этого срока не пытаться решить вопрос Крыма военным путем.

Август — не март

Реклама на dsnews.ua

Но то было в марте, а сейчас август. И Зеленский публично ответил Путину отказом. Он упомянул слова Эрдогана о том, что экспортная продовольственная инициатива создает дипломатическое окно для договоренности о будущем прекращении войны между Украиной и Россией. "Я сказал в свою очередь господину президенту Турции, что Российской Федерации нет веры. Считаю, что в этом окне — российское оружие, и потому очень удивлен, что они готовы к какому-то миру. Не может хотеть мира тот, кто насилует, ежедневно бьет крылатыми ракетами по нашим городам, по гражданской инфраструктуре. Поэтому сначала, мне кажется, они должны покинуть наши территории, а потом будет потом", — заявил Зеленский.

Известно, что Путин всегда готовит несколько вариантов решений и любит выбирать в последний момент, так что даже его самое близкое окружение ни в чем не уверено на 100%. Скорее всего, после разговора с Эрдоганом в Сочи он тоже параллельно готовил разные варианты. Различные источники (как российские, так и украинские) упоминают целый ряд возможных вариантов реакции Кремля — от самых безумных до довольно рациональных.

Но прежде чем обсуждать их, подчеркнем один принципиальный момент. Август ознаменовался тем, что театр военных действий распространился на оккупированный Крым, который Путин более восьми лет назад формально включил в состав РФ. А 18 августа, пока во Львове встречались Зеленский, Эрдоган и Гутерриш, склады боеприпасов стали взрываться и в Белгородской области РФ. Кремль пытается сделать вид, что ничего особенного не происходит. Однако это свидетельствует лишь о том, что такой поворот событий крайне опасен для кремлевской пропаганды, ибо ломает образ Путина: он лепил из себя "собирателя земель", но в этом году принес войну в Крым и в саму Россию.

Именно поэтому сейчас Путину очень нужно прекращение огня и превращение линии фронта в новую "линию разграничения", которая играла бы роль фактической границы. Предложение о переговорах, которое он передал Зеленскому через Эрдогана, это только один из способов. И если этот способ не сработал, можно ожидать, что будут испробованы какие-то другие способы вынудить Украину к прекращению огня.

Правда, военных способов у Путина нет. За последние пять недель линия фронта изменилась очень мало, несмотря на ожесточенные бои на многих участках. И какой-то существенный прорыв российских войск, который мог бы заставить нас согласиться на перемирие, сейчас маловероятен. С другой стороны, уже совсем скоро — 24 августа, ненавистный Путину День Независимости Украины (и к тому же дата, знаменующая шесть месяцев путинской "спецоперации"). Поэтому Путин может поспешить с применением невоенных способов.

Вариант ядерного удара по Киеву

Самый безумный из них — это применение тактического ядерного оружия по Киеву. Военного смысла в этом нет никакого, но это может быть попыткой сломить наш моральный дух и вызвать всеобщую панику. У разных экспертов разные оценки вероятности, зависящие от их картины мира. Например, руководитель компании Unicorn Nest Денис Довгополый, который сейчас координирует сеть украинских добровольцев экономического фронта, занятых принуждением западных компаний к бегству из России, утверждает на основе информации из доступных ему источников: "Я живу в картине мира, где удар тактическим ядерным оружием до конца года по Киеву имеет вероятность больше 80%. По Львову — 50%".

Вариант взрыва на ЗАЭС

Другой подобный способ — взрыв на Запорожской АЭС в оккупированном Энергодаре. Смысл, опять же, не военный, а в том, чтобы вызвать панику — причем не только в Украине, но и всюду, куда могут дойти радиоактивное облако и радиоактивные воды. Сайт The Insider приводит оценку российского эксперта Андрея Ожаровского: в худшем случае "будет то, что было на Фукусиме. Там после землетрясения реакторы штатно были заглушены автоматикой и оперативным персоналом, а когда потребовалось охлаждение, пришла волна и смыла резервные дизельные генераторы, которые стояли в незащищенном месте, — и вот так мы получили крупнейшую после Чернобыля радиационную аварию. К сожалению, фукусимский сценарий будет очень близок: если станция будет обесточена и нечем будет отводить остаточное тепло (а это надо делать порядка недели), то вполне возможна реакция расплавления активной зоны реактора, а это и есть тяжелая радиационная авария".

Главное управление разведки Минобороны Украины подтвердило, что опасность высока. "18 августа на вечернем собрании руководства ЗАЭС отсутствовали представители "Росатома". При том, что с момента оккупации сотрудники "Росатома" в обязательном порядке присутствовали на всех подобных совещаниях. К настоящему моменту они вообще покинули территорию ЗАЭС. Учитывая количество оружия, которое находится на территории атомной станции, а также неоднократные провокативные обстрелы, есть высокая вероятность проведения масштабного теракта на ядерном объекте", — утверждает наша разведка.

Вариант ракетного удара по Киеву

Еще один способ — ракетный удар по Киеву. Хотя запасы ракет средней и меньшей дальности у врага в значительной мере исчерпались, но он стал использовать для ударов по наземным целям зенитно-ракетные комплексы С-300. То есть ракеты, предназначенные для того, чтобы сбивать самолеты, перенацеливаются на наши города.

Как сообщает военный обозреватель группы "Информационное сопротивление" Александр Коваленко, в начале августа из столицы Бурятии Улан-Удэ вышли 28 вагонов с ракетами для С-300. К границе с Украиной эшелон прибудет в 20-х числах августа. В Котово (Волгоградская область РФ) из арсенала изъято более 120 контейнеров с ракетами к С-300. В Зябровке (Беларусь) в 22 км от границы с Украиной также идет концентрация ракет к С-300. "Угроза массированного обстрела территории Украины как минимум ракетами С-300 очевидна. С учетом прибытия ряда эшелонов к 20-м числам, очевидно и то, что они концентрируются к 24 августа", — предупреждает эксперт.

18 августа в интервью ТСН военный эксперт Дмитрий Снегирев подтвердил возможность использования С-300 для ракетных ударов по Киеву с Беларуси: "Комплекс С-300, если он переделан для нанесения ударов на определенных целях, имеет дальность поражения до 200 км… Расстояние позволяет говорить о том, что РФ может рассматривать нанесение ударов по так называемым центрам принятия решений. Речь идет и о городе Киеве. Мы не должны отвергать этот сценарий, мы должны относиться к нему серьезно".

Вариант ослабления требований

Впрочем, ни один из этих страшных вариантов не гарантирует Путину желаемого результата. Наоборот, Россия рискует получить ответные удары по своей территории — и именно это сейчас является, наверное, главным сдерживающим фактором для Путина. У нас уже есть ракетные системы (M142 HIMARS, M270 MLRS, MARS II), способные стрелять на 300 км, но ракет такой дальности западные партнеры нам пока что официально не дают. Как и не дают согласия на использование этих систем против объектов на территории РФ. Но эти табу могут быть сняты, если Путин пойдет дальше по пути безумия.

Поэтому не исключено, что Путин сменит свой modus operandi, то есть привычный способ действий. Первый признак этого мы уже видели — раньше он отказывался от переговоров с Зеленским, а теперь сам на них напрашивается. Получив от Зеленского отказ возвращаться к договоренностям, которые были подготовлены в марте в Стамбуле, Путин, конечно, может разъяриться, но может и ослабить требования.

Разные источники сообщают, что в минобороны и генштабе РФ боятся украинского контрнаступления. А Путин, в свою очередь, боится, что это убьет его рейтинг. Он сам создал у россиян завышенные ожидания легких побед на войне в Украине. Поэтому он не может позволить себе, чтобы российские войска пустились в бегство. С точки зрения пропаганды ему гораздо выгоднее изобразить плановый отвод войск под предлогом того, что "задачи, поставленные перед спецоперацией, выполнены".

В российских Telegram-каналах, враждебных Кремлю, уже появилась информация о том, что Путин 18 августа провел совещания, где "обсуждались разные варианты, от возможности мобилизации и применения тактического ядерного оружия, до открытия второго фронта в третьей стране и, наконец, до "жестов доброй воли" с возвратом Украине захваченных территорий Херсонской, Запорожской и Харьковской областей. Также обсуждался "крайний" вариант, когда ЛДНР, опять-таки, по "доброй воле" согласятся вернуть Украине территории, захваченные после 23 февраля этого года".

Вероятно, такие сигналы поступают и на Банковую. Но в любом случае никакие слова Путина не заслуживают доверия, а особенно — заманчивые обещания.

    Реклама на dsnews.ua