Выполнение "Минска" или уступка России: что задумал Зеленский в Станице Луганской
Этот процесс происходил торжественно, под личным наблюдением командующего Объединенных сил генерал-лейтенанта Александра Сырского и представителей ОБСЕ, которые были по обе стороны, пишет Depo.ua.
На днях ожидают приезд представителя украинской трехсторонней контактной группы Леонида Кучмы, чтобы продолжить работу по отводу сторон на определенные минскими договоренностями рубежи.
Подконтрольные "ЛНР" сайты сразу же сообщили, что террористы также начали отвод сил "ЛНР", однако официальное подтверждение поступило только под вечер: инспекция ОБСЕ сообщила, что подразделение противника в районе моста отошли на 1 км от линии соприкосновения.
Кстати, предполагается, что специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в течение нескольких суток будет осуществлять постоянный мониторинг по выполнению обеими сторонами всех мероприятий разведения с последующим опубликованием подробного отчета. Кроме этого, в зоне разведения установлены три видеокамеры для контроля обстановки, которые круглосуточно мониторят ситуацию. Далее, по плану, в этой зоне под контролем ОБСЕ начнется разминирование.
Стоит отметить, что инициатором разведения войск является президент Украины Владимир Зеленский. Все это делается якобы с целью восстановления моста через Северский Донец с украинской Станицы Луганской в оккупированный Луганск, чтобы облегчить доступ для жителей оккупированных территорий. Однако, есть ли в этом глобальный смысл и выгодно ли это Украине?
Напомним, что сама по себе идея разведения сил на четко-определенных участках линии фронта далеко не нова - еще 21 сентября 2016 Трехсторонняя контактная группа согласовала документ о разведении сторон вдоль линии соприкосновения в Донбассе и распределение территории конфликта на три "зоны безопасности". Речь шла о населенных пунктах Золотое и Станица Луганская в Луганской области, а также Петровское, Старобешевского района Донецкой области, где в пилотном режиме должны быть сформированы зоны безопасности, каждая площадью не менее 4 кв.м.
Тогда же сообщалось, что если данный пилотный проект будет иметь успех, то может быть принято решение о расширении количества таких "зон безопасности" до десяти.
Но тогда, предсказуемо, ничего из этого не вышло. И если в Золотом и Петровском разведение сил с горем произошло (по крайней мере, официально), то в Станице Луганской отвода войск вообще стало целой проблемой, что вылилось в официальное заявление тогдашнего председателя Луганской военно-гражданской администрации Юрия Гарбуз о решении высшего руководства страны не отводить войска с данного населенного пункта.
Вместе с тем даже в Золотом и Петровском после отвода войск продолжала наблюдаться эскалация ситуации и значительное увеличение нарушений режима прекращения огня со стороны боевиков "Л-ДНР", в том числе с использованием вооружения и военной техники, которые должны быть отведены на определенные Минскими соглашениями расстояния. Например, 10 октября вблизи Петровского наблюдателями СММ ОБСЕ зафиксирован один взрыв в пределах участка разведения, а 11 октября - 9 взрывов вблизи населенного пункта Золотое.
То есть, террористы даже не пытались выполнять свою часть обязательств по отводу сил, что привело к возвращению украинских бойцов на прежние позиции. В итоге данный вопрос, как это часто бывает, спустили на тормозах. По крайней мере, такие выводы можно сделать из отчета ОБСЕ, обнародованного 20 ноября 2016.
"Вооруженные силы Украины, "ЛНР" и "ДНР" не смогли обеспечить безопасность наблюдателей СММ из-за возможного минирования территории. Доступ наблюдателей на всех трех участках разведения остается ограниченным, однако наблюдатели могут осуществить мониторинг некоторых зон на этих участках", - говорилось в сообщении миссии.
Собственно, удивляться тут нечему, ведь Украина и Россия несколько по-разному понимают и содержание "Минска", и разведение сторон, о чем писалось уже много раз. По крайней мере, так было во времена президентства Петра Порошенко. Поэтому Минские соглашения, по сути, длительное время оставались лишь бумажкой, что в той или иной степени устраивало всех.
Однако уже месяц как в Украине вступила в законные права новоизбранный власть в лице президента Владимира Зеленского, и вокруг Минских соглашений начали происходить новые процессы. В отличие от Порошенко, который считал "замораживание" конфликта лучшей альтернативой уступкам врагу, Зеленский пока демонстрирует готовность идти на эти самые уступки, чтобы вывести конфликт из "замороженной" фазы.
В принципе, подобные шаги, как упомянутый отвода сил в Станице Луганской, могут иметь смысл, если их рассматривать как жест доброй воли и попытки "растопить лед" перед основной фазой переговоров, главной целью которых будет окончательное прекращение войны в Донбассе.
Но тогда следующим шагом после разведения сил и прекращении огня должно стать установление Украиной контроля над российско-украинской границей на Донбассе, и только после этого должны пройти выборы. Но российская сторона и подконтрольные ей террористы настаивают на том, что сначала должны состояться выборы, а уже потом будет согласование вопроса государственной границы.
Как поведет себя в этой ситуации Зеленский - трактовать Минские соглашения по украинскому (порошенковскому) сценарию, или по российскому - пока трудно спрогнозировать. Ведь пока новый президент из кожи вон лезет, чтобы выполнить те пункты Минских соглашений, которые максимально устраивают Россию, а об украинских интересах почему-то даже не вспоминает.
А между тем, позволим себе напомнить, что согласно тем же Минским соглашениями города Дебальцево и Докучаевск должны быть под юрисдикцией Киева, а по факту они до сих пор находятся под контролем пророссийской "ДНР".