• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Выборы во время войны. Сумеет ли Банковая продлить свою власть еще на пять лет

Первый этап плана — внесение изменений в законодательство. Времени на это остается менее месяца

Реклама на dsnews.ua

Спикеру парламента Руслану Стефанчуку удалось поднять большой скандал. Его заявление о том, что Конституция не запрещает выборы во время военного положения, вызвало множество оценочных комментариев. Однако эта проблема интересна не только в плане политической этики, но и с точки зрения политических технологий.

И тут уже вопрос не в том, хорошо ли, правильно ли, честно ли проводить выборы во время войны, а — насколько серьезны эти планы. Вряд ли Стефанчук просто высказал свою личную фантазию. Скорее он озвучил то, что уже приготовлено на Банковой.

Решится ли на это Владимир Зеленский — зависит от оценки трех факторов. Вот они: велика ли ожидаемая выгода; легко ли это реализовать технически; опасны ли возможные риски. Если выгода и легкость соблазнят пренебречь рисками, то уже через четыре недели начнется избирательная кампания.

Какова их выгода?

Выгоду Зеленского и "слуг народа" можно оценить прежде всего в годах: четыре дополнительных года власти. А все остальное, включая деньги и славу, это уже бонус.

На Банковой предполагают, что война продлится еще год. А потом все равно придется проводить выборы — сначала парламентские, затем президентские. Социология подсказывает, что больше половины украинцев хотят доверить после войны власть политической силе, которая появится из среды военных. И вообще сформировался общественный запрос на новые партии с новым политическим лицом: партии военных, волонтеров, активистов и пр. Партия "Слуга народа" в парламент попадет, но будет там на вторых ролях. И это резко усложнит для Зеленского задачу выиграть президентские выборы.

То есть арифметика Банковой тут проста: если не проводить сейчас выборы, а ждать конца войны, нынешняя властная команда продержится еще год, а затем может все потерять. Если же провести выборы сейчас и суметь их выиграть — вместо года у власти получится четыре (пять лет до новых выборов минус упомянутый год).

Реклама на dsnews.ua

Как они это сделают?

Стефанчук совершенно правильно констатировал, что Конституция не запрещает выборы во время военного положения. Она только намекает, что они абсолютно излишни. В статье 83 записано, что в случае истечения срока полномочий Верховной Рады во время действия военного положения ее полномочия продлеваются до первого заседания первой сессии Верховной Рады, избранной после отмены военного положения. То есть нынешняя Рада остается легитимной ровно до того момента, когда заработает новая. Поэтому никакой нужды спешить с выборами нет.

Но если Зеленскому и "слугам" хочется поспешить, то Конституция действительно этого не запрещает. Запрещают законы.

Статья 19 закона "О правовом режиме военного положения" гласит, что в условиях военного положения запрещаются проведение выборов президента и Верховной Рады, а также массовые собрания и акции. Статья 20 Избирательного кодекса добавляет, что в случае введения военного положения избирательный процесс общегосударственных выборов прекращается со дня вступления в силу соответствующего указа президента.

Но проблема не только в этих статьях. Мало вычеркнуть нормы, которые запрещают выборы во время войны, нужно еще и установить порядок, как эти выборы провести. Избирательный кодекс требует избирать нардепов по пропорциональной системе с открытыми партийными списками в 25 избирательных регионах. Однако для военного времени нужна более простая система.

Знающие люди говорят, что Банковая хочет вернуться к той системе, по которой избиралась Рада в 2006 и 2007 годах. Это чисто пропорциональная система с закрытыми партийными списками. Мандаты делятся между партиями, которые преодолели барьер, пропорционально полученным голосам. Все очень просто и для Банковой, и для Центризбиркома, и для партийных лидеров, и для избирателей.

Чисто пропорциональная система, без мажоритарных округов, очень удобна, поскольку обеспечивает заполнение всех 450 мест в парламенте. При этом нижнего порога явки избирателей вообще нет. Неважно, что миллионы украинцев остались на оккупированных территориях, миллионы — в вынужденной эмиграции, сотни тысяч, включая военных, — в зоне боевых действий, где провести выборы технически невозможно. Важно, что на большей части территории Украины избирательные участки будут открыты, какая-то часть людей проголосует, и этого будет достаточно, чтобы Украина получила абсолютно легитимную Раду в полном составе: 450 нардепов.

Итак, первый этап плана — внесение изменений в законодательство, чтобы узаконить выборы во время войны и изменить избирательную систему. Отвечая в эфире телемарафона на вопрос, поддержит ли он изменения в закон о выборах, Стефанчук сказал: "Давайте посмотрим, как этот вопрос будет решаться. Но я думаю, что в ближайшее время он будет актуализирован".

Времени на это остается менее месяца. Соответствующий закон должен вступить в силу не позже 28 августа. Тогда 29 августа Центризбирком автоматически объявит о начале избирательного процесса очередных выборов нардепов. И 29 октября, в полном соответствии с требованиями Конституции, пройдет голосование.

Второй этап — это избирательная кампания. В условиях военного положения это будет, конечно, очень специфическое действо. Особенно если останется запрет на массовые собрания и акции. И если в телеэфире сохранит монополию на правду единый телемарафон. И если на билбордах будет реклама только "правильных" партий, лояльных Банковой. Власть может пойти на выборы тремя колоннами в виде партии "Слуга народа", партии "правильных" волонтеров и партии "правильных" военных. Благодаря монополии в телеэфире и наружной рекламе они легко пройдут в парламент и сколотят там коалицию на троих.

Затем новая Рада, опять же, в полном соответствии с требованиями Конституции, назначит на 31 марта 2024 г. выборы президента. Выборы пройдут по обкатанной технологии и принесут убедительную победу Зеленскому. В итоге нынешняя команда без труда продлит свою власть.

Каковы их риски?

Самый первый риск будет на первом этапе — при внесении изменений в закон "О правовом режиме военного положения" и Избирательный кодекс. Сомнительно, чтобы идею выборов во время войны поддержали нардепы-мажоритарщики. А это половина нынешней Рады, в том числе половина фракции "слуг народа". Мажоритарщики заинтересованы, чтобы выборы прошли как можно позже — и уже после войны, когда у них будет шанс пробиться в парламент через региональные списки каких-либо партий, старых или новых.

Кроме того, сомнительно, чтобы эту идею поддержали фракции других партий, если они не получат гарантий равных возможностей во время избирательной кампании. Поэтому набрать голоса будет непростой проблемой для Банковой. С другой стороны, если на табло высветится "226 за", то уже ни мажоритарщики, ни партии-конкуренты ничего не смогут сделать. Закон будет подписан Зеленским и вступит в силу.

Второй риск — реакция западных партнеров в лице Евросоюза, США, НАТО. Тут у Банковой есть союзник — президент ПАСЕ Тини Кокс. В мае в интервью "Европейской правде" он заявил о необходимости проведения Украиной парламентских и президентских выборов даже в условиях военного положения. "Это ваше обязательство по уставу Совета Европы. И, конечно, вы это сделаете", — подчеркнул он.

"Не будет никаких претензий к Украине, если выборы будут не идеальными. Но если вы не проведете выборы — то у всех будут к вам вопросы", — пообещал Кокс. Также он дал подсказку Банковой, как обосновать это перед гражданами. "Если вы этого не сделаете, то у вас самих возникнет вопрос: так что же мы защищали в этой войне, которую Россия развязала против Украины?" — спросил он. И на Банковой к его словам прислушались.

Стефанчук в своем заявлении о возможности выборов во время войны сослался именно на Кокса. И воспользовался его подсказкой. "Мы должны понимать, что не должно быть застоя той демократии, которая есть в обществе. И именно поэтому президент Парламентской ассамблеи Совета Европы господин Кокс и другие коллеги говорят о том, что все-таки необходимо приложить усилия, чтобы осуществить это, — подчеркнул Стефанчук. — И я думаю, что нам нужно принять какие-то важные решения на этот счет, чтобы, с одной стороны, обеспечить стабильность в государстве, чтобы государство не было разорвано выборами во время войны, но, с другой стороны, обеспечить вот этот поток демократии, за что Украина в общем-то и борется".

Конечно, западные партнеры могли бы выставить жесткое условие, что проведение выборов с грубыми нарушениями демократических норм заблокирует перспективы вступления Украины в НАТО и Евросоюз. Но на Банковой рассчитывают, что ничего такого не случится. Мол, западные партнеры удовлетворятся демократической формой, даже если в ней будет совсем не демократическое содержание.

Однако главные риски Банковой — не в этом, а в той проблеме, которую она получит после войны. По самым скромным оценкам, найдутся 10% недовольных, которые скажут, что выборы во время военного положения были очень слабо похожи на торжество демократии, а значит, немедленно необходимы новые выборы Верховной Рады и президента.

Причем в числе этих 10% недовольных будут и военные, которые скажут, что они вообще были лишены возможности проголосовать. И что они хотели бы видеть в парламенте совсем других людей, которые не смогли баллотироваться, потому что воевали. Также захотят немедленных перевыборов сторонники партий, которые не пройдут в парламент.

Это будут не просто недовольные, а активно недовольные. И их количества хватит для того, чтобы организационно оформить свое недовольство в политические акции с требованиями досрочных выборов. То есть Банковая сейчас может запрограммировать новый майдан, в результате которого она потеряет свою главную выгоду — четыре дополнительных года неограниченной власти.

Если же пренебречь этим главным риском, то план, конечно, интересный и технически реализуемый.

    Реклама на dsnews.ua