Выборы в Молдове. Сможет ли Санду отомстить Путину

В голосовании 20 октября в Молдове приняли участие 1,5 млн человек. Президент Майя Санду утверждает, что 150 тысяч голосов (10%) были куплены "бандитами, которые хотят вернуться к власти любой ценой"

Майя Санду / Getty Images

3 ноября в Молдове пройдет второй тур президентских выборов. Ожидается, что Кремль приложит максимум усилий, чтобы победил соперник Майи Санду — поддержанный Партией социалистов Александр Стояногло.

Однако в Молдове правительство зависит от парламентского большинства. Сначала на заседании парламента обсуждаются программа деятельности и состав правительства, затем парламент выражает правительству вотум доверия, и только после этого, на основании вотума доверия, выраженного парламентом, президент назначает правительство.

Поэтому в любом случае, каким бы ни был результат второго тура президентских выборов, Кремлю будет крайне важно сыграть свою игру на парламентских выборах в Молдове, которые ожидаются в июле 2025 года.

Это означает, что перед Майей Санду стоят две очень трудные задачи: 3 ноября выиграть второй тур, а затем через восемь месяцев не проиграть парламентские выборы. Для этого ей нужно поломать игру Путина и отомстить ему.

Покушение на референдум

Свои возможности в Молдове Путин продемонстрировал 20 октября, когда проходил первый тур президентских выборов и вместе с ним референдум о закреплении в конституции курса на интеграцию в Евросоюз. Референдум проводился по решению парламента. Было предложено в преамбуле конституции провозгласить интеграцию в ЕС стратегической целью Республики Молдова, а также включить в конституцию новый раздел "Интеграция в Европейский Союз".

Санду призвала граждан сказать на референдуме "да". Конечно, референдум был политической технологией с целью обеспечить Санду больше голосов избирателей. Понятно и то, что для Путина 20 октября главной задачей было сделать так, чтобы на референдуме большинство сказало "нет". Это было бы большой победой Кремля в пропагандистской и информационной войне против европейского курса Молдовы. В то же время это было бы ударом и по президентской кампании Санду. Получилось бы, что большинство избирателей против ее политического курса. И это облегчило бы победу во втором туре ее соперника.

Санду рассчитывала на триумфальный успех референдума. И для этого были основания. Соцопрос CBS-Axa, проведенный 13-22 сентября, зафиксировал почти двукратный перевес сторонников евроинтеграции над противниками: 63,2% против 32,4%. В апреле сторонников евроинтеграции было 57%, то есть с апреля по сентябрь их доля выросла на 6%. Санду вдохновилась этим позитивным трендом и, наверное, даже надеялась, что с помощью референдума она сможет уже в первом туре победить (получить более 50% голосов) на выборах президента.

Однако Путину удалось лишить Санду этого триумфа. Она получила в первом туре только 42,45%. Более того, Путин был очень близок к тому, чтобы украсть у Санду победу на референдуме. Всю ночь после выборов, пока поступали результаты подсчета голосов на избирательных участках, имели перевес противники евроинтеграции, и только утром, когда добавились голоса диаспоры, весы склонились в другую сторону.

В конечном итоге получилось 750 075 ответов "да" (50,38%) и 738 799 "нет" (49,62%). То есть Санду выиграла референдум с перевесом всего лишь в 11 тысяч голосов. Причем решающую роль сыграли голоса диаспоры (235,5 тысячи), из которых "да" было 76,96%. А в самой Молдове (без диаспоры) Санду проиграла референдум Путину: 54,62% молдаван, пришедших на избирательные участки и принявших участие в референдуме, сказали "нет" евроинтеграции, и только 45,38% — "да".

Итак, в сентябре соцопрос выявил 63,2% сторонников курса в ЕС, а в октябре на референдуме их оказалось только 45,4%. Вот эту разницу в 18,8% и можно считать показателем успеха Путина в Молдове 20 октября.

"Сетка Шора"

Свою оценку ситуации Санду дала в полвторого ночи. На тот момент перевешивали противники евроинтеграции, и команда Санду всерьез думала о том, чтобы не признать результаты референдума, если они будут провальными.

"Молдова столкнулась с беспрецедентным нападением на свободу и демократию нашей страны, как сегодня, так и в последние месяцы. Преступные группировки, работающие с иностранными силами, враждебными нашим национальным интересам, атаковали нашу страну десятками миллионов евро, ложью и пропагандой, используя самые позорные средства, чтобы держать нашу страну в ловушке неопределенности и нестабильности. У нас есть четкие доказательства того, что эти преступные группировки намеревались купить 300 тысяч голосов — мошенничество беспрецедентного масштаба. Их целью было подорвать демократический процесс. Их намерение — посеять страх и панику в обществе. Мы не отступим от защиты демократии и свободы. Мы ждем окончательных результатов и ответим твердыми решениями", — заявила Санду.

Днем 21 октября, когда были подведены итоги референдума, Санду провела пресс-конференцию, на которой сообщила, что преступники сумели купить 150 тысяч из запланированных 300 тысяч голосов. "Бандиты, которые хотят вернуться к власти любой ценой, хотели использовать демократию как слабость, — заявила она. — Это показывает, что нам нужно внимательно посмотреть, где все пошло не так, и извлечь уроки из этой жалкой атаки на наш суверенитет".

Эти заявления не голословны. Молдавская полиция действительно выявила обширную сеть подкупа избирателей. Еще 3 октября издание Politico сообщило, со ссылкой на главу Генинспектората полиции Молдовы Виорела Чернэуцяну, что только в сентябре Россия перевела на счета 130 тысяч граждан Молдовы более $15 млн через мафиозную сеть пророссийского олигарха Илана Шора, чтобы на предстоящем референдуме те проголосовали против вступления страны в Евросоюз. Чернэуцяну подчеркнул, что "Молдова сталкивается с ранее невиданным подкупом избирателей в сочетании с гибридной войной и дезинформацией". Согласно данным следствия, Шор помог отмыть через сеть банков средства, предназначенные для подкупа избирателей. В Молдове Шор заочно приговорен к 15 годам лишения свободы за банковское мошенничество.

Издание "Молдова: актуально" опубликовало подробности схемы, в которой участвовал Илан Шор. Переводы проводились через автономную некоммерческую организацию "Евразия" и Промсвязьбанк, контролируемый министерством обороны РФ. В схеме задействовано 130 территориальных лидеров, которые координировали деятельность 1927 председателей секторов. Те, в свою очередь, управляли более чем 50 тысячами активистов и 70 тысячами сторонников. Кураторы из РФ, используя Telegram-боты, передавали инструкции этим группам для организации дестабилизационных действий.

Через неделю издание Newsmaker сообщило, что 8-10 октября правоохранители провели 115 обысков у территориальных лидеров, председателей секторов и активистов "сетки Шора" в рамках уголовного дела "о незаконном финансировании политических партий, инициативных групп, участников выборов, отмывании денег, электоральной коррупции и создании преступной группы". Во время обысков изъяли агитационные материалы, технику, записные книжки, банковские карты "МИР". В изъятых телефонах нашли мобильное приложение Промсвязьбанка РФ, через которое участники сети получали гонорары.

Фактор Усатого

Сработала ли "сетка Шора" в первом туре президентских выборов? Вместо ответа опять расскажем о парадоксах социологии. В выборах участвовали 11 кандидатов. Возьмем опрос iDATA, проведенный с 19 сентября по 10 октября. Тройка лидеров выглядела так: 29,5% за Майю Санду, 13,3% за Ренато Усатого, 11,6% за Александра Стояногло. При этом 12,7% ответили "не знаю", 3,5% вообще не ответили, а 2,7% заявили, что не будут голосовать. Если взять только тех, кто определился со своим выбором, то получалось 36,4% за Санду, 16,4% за Усатого и 14,3% за Стояногло.

Итоги голосования 20 октября показали удивительные изменения в электоральных предпочтениях: 42,45% за Санду, 25,98% за Стояногло и 13,79% за Усатого. Популярность Стояногло чудесным образом удвоилась. Этот эффект еще более выразителен, если отбросить голоса диаспоры (она дала 70,71% за Санду, 14,66% за Усатого и лишь 8,06% за Стояногло). Получается 37,3% за Санду, 29,3% за Стояногло и 13,6% за Усатого.

Как видим, Санду набрала чуть больше, чем предсказывал соцопрос (37,3% вместо 36,4%), Усатый заметно меньше (13,6% вместо 16,4%), а Стояногло вдвое больше (29,3% вместо 14,3%). У Стояногло получился прирост в 15%. Откуда он взялся? Наверное, оттуда же, откуда взялся прирост доли противников евроинтеграции на 18,8%.

Но это еще не все плохие новости для Санду. Самая плохая новость в том, что электорат Усатого перетекает в основном не к ней, а к Стояногло. Тот же опрос iDATA предлагал респондентам выбрать во втором туре между Санду и Стояногло. 40,6% выбрали Санду, а 36,4% — Стояногло. А если учесть возможности "сетки Шора", то Стояногло выглядит несомненным фаворитом, если только Санду не сумеет переломить ситуацию.

И Санду пытается. Она уже выступила с обращением к избирателям Усатого. "Мы знаем, что у нас есть разногласия, но в то же время я знаю, что вы, как и я, не хотите возвращения к власти бандитов — бандитов, которые приходят захватить все, построить в нашей стране свое королевство, и они мстят всем, кто стоит у них на пути. Сила, очевидно, в правде. Правда в том, что я и вы хотим быть свободными в нашей стране", — сказала Санду.

Она также попросила поддержки избирателей, которые в первом туре проголосовали за других проевропейских кандидатов, таких как Октавиан Цыку (восьмое место, 0,93%), Андрей Нэстасе (девятое место, 0,64%), Тудор Ульяновский (последнее место, 0,52%), Ион Кику (седьмое место, 2,06%). "Мы преследуем одну и ту же цель. Мы все живем в Молдове и несем ответственность за сохранение того, что имеем. Наше европейское видение должно стать щитом против агрессии. Давайте оставим разногласия между политиками до выборов. Давайте разрешим себе наши обиды и упреки, когда мы будем знать, что демократия и европейский курс больше не находятся в опасности", — призвала она.

Собственно, это и есть весь ее электоральный резерв. Ключевым фактором, конечно будет позиция избирателей Усатого. Сам он сообщил, что объявит о своей поддержке одного из двух участников второго тура (или никого из них) "через несколько дней". "Для нас сегодня не важно дружить с тем или иным, для нас важно будущее страны", — подчеркнул он.

Похоже, он оставляет себе и Санду возможность для договоренностей. И у него есть основания считать, что Стояногло с помощью Кремля украл у него второе место и участие во втором туре выборов.

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от способности властей Молдовы реализовать то, что анонсировала Санду: "извлечь уроки" и "ответить твердыми решениями". Иначе "сетка Шора" сработает против самой Санду во втором туре, а затем и против ее партии на парламентских выборах.