Выборы в Мариуполе: Ахметов надеется стать украинским Кадыровым
Победа Вадима Бойченко, директора по персоналу Мариупольского металлургического комбината имени Ильича, была прогнозируемой. У него не было конкурентов. Ни одна из партий, входящих в парламентскую коалицию, не захотела реально бороться за мэрство в ключевом городе Донбасса. В отличие от тех же Запорожья и Кривого Рога, где у выдвиженцев Ахметова Александра Буряка и Юрия Вилкула была конкуренция. Особенно в Кривом Роге. Мариуполь просто сдали. Впрочем, произошло это не вчера.
А вот итоги выборов в горсовет оставили очень неприятный осадок. Туда, по данным экзит-пола компании Research & Branding Group, известной своей работой на Партию регионов, проходят только две партии - "Оппозиционный блок" и "Сила людей". Показательно, что эта партия, председателем политсовета которой является известный общественный активист Александр Солонтай, показала свою эффективность только в Мариуполе. А ее кандидат Максим Бородин занял на мэрских выборах второе место. Успех "Силы людей" стал возможным потому, что парламентские партии делали все возможное, чтобы "Оппозиционный блок" получил в горсовете большинство. По другой информации в горсовет еще проходят БПП "Солидарность" и "Наш край". Но это никак не меняет расклады. И это первый вывод из результатов выборов в Мариуполе.
Второй вывод - можно сколько угодно говорить о "ватном" электорате Мариуполя и это правда, но с момента, когда "ДНР" погнали из этого города, прошло полтора года, то есть, было предостаточно времени для формирования проукраинского электората. Но сначала власть заигрывала с экс-мэром Юрием Хотлубеем, который вместо того, чтобы понести ответственности за симпатии к сепаратистам, сумел пристроиться при новых политических реалиях. Затем с подачи Банковой раскручивали проект "Наш край", состоящий из бывших "регионалов". Они должны были оттянуть на себя часть "ватного" электората. В Мариуполе этот проект не сработал. Вместо того чтобы еще летом договориться и выставить единого и, главное, сильного кандидата в мэры, сформировать списки из лидеров общественного мнения, проукраински настроенных активистов, жители Мариуполя стали свидетелями того, как на их глазах разворачивается политический "договорняк". Можно ли после этого упрекать их в нежелании участвовать в спектакле?
Третий вывод - непонятно, зачем было переносить выборы, если в итоге мы получили значительной худший расклад, чем могли получить. Формально причины для переноса были, но в таком случае месяц необходимо было использовать для мобилизации проукраинских сил. Вариантов сделать это и без массированной агитации было сколько угодно. Как тут не вспомнить положительный пример Николаева и кандидата от "Самопомочі" Александра Сенкевича.
Четвертый вывод: Ринат Ахметов в очередной раз доказал, что продолжает серьезно влиять на процессы в регионе. Выборы на подконтрольных Украине территориях Донецкой области подтвердили, что тамошние жители в своем большинстве не готовы голосовать за проевропейские политические проекты. Еще летом политики и эксперты обсуждали возможность моратория на выборы на Донбассе. Если бы такой мораторий был принят, никто бы не бросил камень в огород киевских властей. Военно-цивильные администрации вполне способны обеспечить властные полномочия в зоне АТО. Но почему-то было принято иное решение. И этим эффективно воспользовался "Оппоблок". Возможно, Ринат Ахметов желает продемонстрировать, что он не только способен привести в местные советы множество депутатов, но и готов обеспечить спокойствие в регионе и не допустить повторения сепаратизма. В обмен на это он, видимо, надеется получить карт-бланш от Киева в перспективе выборов на временно оккупированных территориях. Стать таким себе украинским Кадыровым для Донбасса.
Но проблема в том, что "ДНР" и "ЛНР", увы, в ближайшее время не рассосутся. Когда там состоятся выборы по украинским законам - неизвестно. Замороженные конфликты быстро не разрешаются, доказано Приднестровьем и Абхазией. Зато массовое избрание бывших соратников Януковича в местные советы в Мариуполе и других городах на освобожденных от террористов территориях, проблема для Киева куда серьезнее, чем реинтеграция временно оккупированных земель. И, к сожалению, для устранения этой проблемы центральными властями практически ничего не было сделано.