Выборы президента Украины. Что тут необычного для белоруса
За то недолгое время, которое я живу в Украине, я уже множество раз успел удивиться тому, насколько украинцы не ценят то замечательное, что имеют. Например, выборы. Здесь, в Киеве, все жалуются на засилье олигархов, на "отсутствие порядка", на "грязные выборы", на потоки компромата, которыми кандидаты щедро поливали друг друга... Но при этом все понимают: президентом станет тот, за кого проголосуют люди. Даже если новый президент окажется "как в России - маленький, смешной и Вовочка", то это все равно будет выбор граждан Украины. У них есть выбор.
В 2015 г., когда Александр Лукашенко переизбирался на очередной президентский строк, одна из государственных газет вышла с огромным заголовком на первой полосе: "11 октября - выборы президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко".
Это очень показательный пример - уже 25 лет, четверть века! - в Беларуси глава государства не меняется. И неважно, как голосуют люди, - действующий президент неизбежно набирает более 80% голосов. По принципу "побольше, чем Путин, поменьше, чем Назарбаев". От каждых очередных выборов белорусы не ждут, что президент поменяется: результат известен заранее.
Более того, Александр Григорьевич не раз прямым текстом признавал, что нужные цифры на выборах просто "рисуются": "Да, мы последние выборы сфальсифицировали, я уже западникам это говорил. За президента Лукашенко проголосовало 93,5%. 93,5! Но говорят, что это не европейский показатель... мы сделали 80... 6? Это правда было. Если сейчас начать пересчитывать бюллетени, я не знаю, что с ними делать вообще... Это европейцы до выборов нам говорят "ну, если будет примерно европейские показатели... на выборах, то мы ваши выборы признаем". Мы старались сделать европейские... но, тоже, видите, не получилось. Пообещали, что если европейские, то все будет нормально. Сделали европейские - ненормально...".
Могут ли украинцы представить себе, что всех соперников действующего президента арестовывают прямо в день выборов, сразу после закрытия избирательных участков? А в Беларуси это было - 19 декабря 2010-го. Могут ли украинцы представить себе, что проигравших в президентской гонке политиков на годы отправляют в тюрьму? А в Беларуси это обычная практика. Выступил против действующего президента - будешь или в тюрьме, или в эмиграции.
В чем еще отличие выборов в Украине от выборов в Беларуси?
- Нет досрочного голосования (в Беларуси целая неделя!). Именно на досрочном голосовании, как показывает практика, происходит большинство фальсификаций. Целую неделю у комиссий есть возможность вбросить в урны нужное количество бюллетеней, студентов массово загоняют на участки под угрозой выселения из общежитий. Явка солдат тоже всегда 100%, как и заключенных в тюрьмах.
Самое интересное, что если сравнивать протоколы, то на досрочном голосовании Лукашенко всегда набирает под 90% голосов. А вот в основной день (особенно на тех немногих участках, где присутствуют наблюдатели) он проигрывает другим кандидатам.
- В Украине оппозицию допускают в избирательные комиссии. "Это как?", - удивленно спрашивают белорусы, узнав об этом.
- Наблюдателям в Украине можно следить за подсчетом голосов, даже снимать подсчет на фото и видео, перепроверять бюллетени. В Беларуси наблюдателям запрещается даже подходить к столам. Обычно они сидят в углу метрах в 10 и видят только спины учительниц, которые складывают бюллетени в стопки. Были случаи, когда голосов за Лукашенко не хватало и бюллетени за других кандидатов просто складывали в стопку за Лукашенко.
- В Украине разрешены экзитполы и есть различные социологические исследования. В Беларуси экзитполы запрещены, а социологические службы запрещены по факту - независимых социологов в стране нет уже несколько лет, любые опросы - только государственные.
Собственно, это относится к любым выборам, проводимым в Беларуси, а не только к президентским. Белорусский парламент не случайно называют "самый высокооплачиваемый хор страны". Они почти всегда голосуют единогласно, и всегда "за" любые президентские законопроекты. Знаете, сколько законопроектов внесли депутаты Палаты представителей Беларуси предыдущего собрания? Три. Три собственных законопроекта за пять лет. Вся остальная работа - одобрение инициатив, выдвинутых президентом и правительством.
Собственно, с 1996 г. и по 2016-й в белорусском парламенте вообще не было оппозиции. В 2016-м появились две женщины-депутата, которые не боятся голосовать "против". Два оппозиционера на 110 депутатов на всю страну. Возможно было бы такое, будь в стране выборы? Просто выборы, на которых действительно считают голоса...
Сегодня я был на избирательном участке в центре Киева. В том самом, в котором с утра проголосовал Петр Порошенко. И первое, что меня поразило, - полное отсутствие людей в форме. Ни полиции, ни Нацгвардии - никого. Мы с коллегой пришли, пофотографировали, поговорили с членами комиссии - все совершенно спокойно.
Знаете, как выглядит избирательный участок в Беларуси? (Неважно даже, на каких выборах.) Это несколько нарядов милиции, дежурящих круглые сутки, плюс ОМОН, плюс сотрудники КГБ. А если попытаетесь что-то сфотографировать или задавать вопросы членам комиссии - вас тут же выведут в наручниках. И хорошо, если только 15 суток получите, - считайте, легко отделались.
Это свойство человеческой психики: не ценить то, что имеешь. Украинцы имеют достаточно честные, прозрачные и справедливые выборы. Далеко не идеальные, но работающие. Такое надо ценить, но почему-то тут это предпочитают обесценивать.