• USD 41.4
  • EUR 44.6
  • GBP 53.3
Спецпроекты

Выборы на полпути к миру. О чем торгуется Трамп с Путиным и Зеленским

Компромисс между Вашингтоном и Киевом может заключаться в проведении в Украине президентских выборов через "Дію" без отмены военного положения

Голосование на выборах президента Украины в Мариуполе, 31 марта 2019 года
Голосование на выборах президента Украины в Мариуполе, 31 марта 2019 года / УНІАН
Реклама на dsnews.ua

Владимир Зеленский наполовину согласился с идеей команды Дональда Трампа провести президентские выборы в Украине в промежутке между прекращением огня и подписанием мирного соглашения. "Выборы состоятся после завершения горячей фазы войны и отмены военного положения", — заявил Зеленский в интервью британскому журналисту Пирсу Моргану.

Напомним: 1 февраля агентство Reuters сообщило, что "США хотят, чтобы Украина провела выборы после прекращения огня". По сведениям источников агентства, спецпредставитель Трампа Кит Келлог и другие должностные лица Белого дома в последние дни обсуждали, как подтолкнуть Украину к согласию на выборы в рамках первоначального перемирия с Россией. "Если в Украине состоятся президентские выборы, победитель может быть ответственным за переговоры о долгосрочном пакте с Москвой", — сообщили источники агентства. Келлог в интервью Reuters подтвердил, что США хотят, чтобы Украина провела выборы, возможно, до конца года, особенно если Киев сможет договориться о перемирии с Россией в ближайшие месяцы.

Понятно, что эта идея имеет свои плюсы и минусы с любой точки зрения: Путина, Трампа, Запада, Банковой и пр. Но главное, конечно, заключается в том, соответствуют ли выборы на полпути к миру интересам Украины.

Новый предмет для торга

Очевидно, что этой идеей команда Трампа расширяет своей инструментарий на переговорах с Москвой. Как отмечает Reuters, "Путин публично заявил, что не считает Зеленского законным лидером в отсутствие возобновленного избирательного мандата". Источник в украинском правительстве заявил агентству, что Путин использует вопрос выборов как ложный предлог, чтобы сорвать будущие переговоры. "(Он) расставляет ловушку, утверждая, что если Украина не проведет выборы, он может впоследствии игнорировать любые соглашения", — сказал украинский источник Reuters.

Вряд ли для кого-то в Вашингтоне секрет, зачем это Кремлю. Путин имеет два мотива, причем оба иррациональные. Во-первых, он рассчитывает, что президентские выборы в Украине выльются в гражданскую войну, или расколют Украину, или разрушат единство между народом и ВСУ, или каким-то иным способом ослабят нашу страну. Во-вторых, он надеется, что на выборах победит пророссийский кандидат, который затем на переговорах о мирном соглашении удовлетворит все требования Москвы.

Вряд ли нужно подробно доказывать, что ничего этого не будет. Украина за 34 года независимости показала себя как страна с устойчивой демократией. Украинское общество сейчас гораздо более сплоченное, чем до полномасштабной войны: общая беда сплотила украинцев, и она же развеяла у многих иллюзии насчет "братского русского народа", "миролюбивых россиян" и "дружественной России".

Реклама на dsnews.ua

Конечно, и сейчас есть латентные путинофилы, которые верят в "величие Путина". Они могут рассказывать, что если Украина проведет выборы, то у Путина все получится. Им важно внушить народу неверие в себя и свою страну. Но никто из них не будет способен организованно повлиять на выбор большинства.

Для Вашингтона иррациональная надежда Путина на какие-то бонусы от украинских выборов — это новый предмет для торга с Кремлем. Более того, Вашингтон заинтересован в том, чтобы подогревать эти надежды Путина. Чем выше для Путина ценность украинских выборов — тем больше можно будет обменять на эти выборы во время переговоров, если торговаться умело. А Трамп, как мы знаем, любит торговаться с максимальной выгодой для себя, не стесняясь всучивать покупателю некачественный товар.

Полоса нестабильности: 90 дней или пять лет?

С другой стороны, у Запада есть собственный мотив хотеть выборов в Украине на полпути к миру. Это то, о чем сказали источники Reuters: чтобы победитель выборов был "ответственным за переговоры о долгосрочном пакте с Москвой". Этот мотив вполне рациональный, более того, он, если трезво оценивать ситуацию, отвечает интересам Украины.

Встанем на минутку на точку зрения Запада. Что он видит? Перед ним два варианта для Украины. Один вариант означает полосу нестабильности длиной 90 дней (именно столько должен длиться избирательный процесс очередных выборов президента согласно Избирательному кодексу). Эту полосу Украина пройдет под западным контролем, которого, вероятно, будет достаточно, чтобы избежать каких-то чересчур одиозных нарушений, способных поставить под сомнение честность и демократичность выборов.

Ясное дело, что все кандидаты четко заявят избирателям свою позицию на будущих переговорах с Путиным. Каждый будет вычерчивать "красные линии", за которые он обещает не отступить. Кроме того, кандидаты будут отличаться своими взглядами на послевоенное будущее Украины. Одни будут говорить о "наказании виновных", другие о необходимости "перевернуть страницу". То есть эти выборы фактически будут плебисцитом о "красных линиях" в мирном соглашении и о политических приоритетах после войны.

В любом случае, кто бы ни стал победителем, это будет выбор народа. И новый президент будет подписывать мирное соглашение, имея на это мандат от народа. Тем самым резко снижаются риски политической нестабильности после подписания соглашения. Конечно, будет много недовольных, но они будут вынуждены смириться с выбором большинства избирателей. И они будут иметь возможность для реализации своего недовольства "мирным способом" — проголосовав на парламентских выборах за близкие им партии.

Поэтому каждый кандидат будет понимать, что если он обманет своих избирателей, то его ждет быстрое фиаско. Например, он может отступить далеко за свои "красные линии", хотя перед выборами обещал, что сумеет на них удержаться. В таком случае его партия с треском проиграет парламентские выборы, а новый парламент объявит импичмент тому, кто подписал предательское соглашение. Из-за этого кандидаты будут вынуждены избегать нереалистичных обещаний в вопросе о формуле мира. Свою тягу к популизму они будут проявлять в других вопросах: как развивать оборонную промышленность, поднимать экономику, повышать уровень жизни, решать проблемы демографии и т.д.

Ввиду этого Запад может рассчитывать, что если после заключения перемирия Украина проведет выборы президента, то дальше страну ждут пять лет политической стабильности (до очередных президентских выборов), при условии, что Путин не сорвет мирные переговоры. Как Трамп и весь Запад будут принуждать Путина к подписанию мирного соглашения — это другая тема. Не исключено, что мы вернемся в горячую фазу войны. Но в таком случае мы, опять же, будем иметь такого верховного главнокомандующего, которого сами избрали, зная о высокой вероятности возобновления полномасштабных боевых действий.

Альтернатива выборам на полпути к миру — это сначала подписание мирного соглашения, а затем президентские выборы. С точки зрения Запада, этот вариант гораздо опаснее. Украина рискует оказаться в полосе нестабильности длиной пять лет, если не навсегда. Новый президент будет возмущаться условиями компромисса, который он не подписывал. Народ будет занят поиском виноватых, вместо того, чтобы смотреть в будущее. Москва будет обвинять Киев в срыве подписанного соглашения и вообще в недоговороспособности. Новая Верховная Рада откажется ратифицировать соглашение, а без этого не вступят в силу западные гарантии. Трамп умоет руки и переключится на захват Панамского канала. Никакие западные инвестиции в Украину не пойдут, вместо этого будет массовый отток мужского населения. И Путин, конечно, опять нападет, надеясь, что на этот раз он сумеет взять Киев за три дня.

Как Трамп может добиться желаемого

Чтобы реализовать первый вариант, Трампу достаточно добиться от Киева принятия закона, который сделает возможным проведение президентских выборов в условиях военного положения по решению Верховной Рады. Это, безусловно, предмет торгов с Банковой. И сейчас мы как раз наблюдаем процесс торгов. Зеленский в интервью Моргану довольно откровенно пояснил, чего он хочет взамен. Вот его слова: "Как будут голосовать солдаты в окопах? А как насчет миллионов украинцев на оккупированных территориях? Или их голоса больше не имеют значения? А как насчет 8 миллионов украинцев, которые из-за войны оказались за границей?" Нетрудно расшифровать, что он хочет выборов через "Дію".

Согласится ли на это Трамп? Возможно, да, потому что такой вариант выгоден Путину. В самом деле, если миллионы украинцев на оккупированных территориях проголосуют в "Дії" под дулами российских автоматов за пророссийского кандидата, то это резко повысит вероятность дестабилизации ситуации в Украине, а Европа не признает такие выборы свободными.

Если же Трамп вместе с Европой будет требовать соблюдения Конституции Украины, которая гарантирует избирателям свободное волеизъявление, тогда выборы придется проводить по обычной системе, бумажными бюллетенями на избирательных участках. При этом необходимо будет обеспечить военным возможность проголосовать на участках (в условиях перемирия это реалистичная задача), а поскольку военное положение будет действовать — это снимает еще один аргумент Зеленского против выборов, мол, большая часть украинской армии вернется домой и некому будет воевать, если война возобновится.

Однако сейчас слишком рано прогнозировать, кто кого удачнее уговорит.

    Реклама на dsnews.ua