Вон из гнезда. Почему Смолию придется почистить Нацбанк от птенцов Гонтаревой

Новоиспеченному главе НБУ Якову Смолию придется решить немало проблем во всех сферах, которые касаются полномочий Нацбанка

Стоит отметить, что слухи о назначении Смолия блуждали Киевом еще накануне нового года. 19 декабря СМИ со ссылкой на источники писали, что 21 декабря Смолий мог возглавить регулятор. Чего не произошло.

В середине января текущего года слухи о назначении Смолия вновь усилились. Казалось, что президент Петр Порошенко наконец решил, что дальше некуда, надо все-таки ехать в Давос пообщаться с главой МВФ, а это куда комфортнее, имея действующего главу Нацбанка, чем томящуюся в отпуске Валерию Гонтареву и и. о. в лице Якова Смолия.

С третьего раза все прошло удачно. Сначала Рада уволила Валерию Гонтареву с должности главы НБУ, причем "по собственному желанию", что, конечно, удовлетворит сторонников Валерии Алексеевны и расстроит недоброжелателей, полагающих, что отставка, да еще с такой формулировкой, это неправильная оценка ее деятельности.

Тем не менее для Гонтаревой все прошло без эксцессов, более того, она успела поведать депутатам, как тяжело ей пришлось на должности в условиях макроэкономической нестабильности, экономического кризиса, войны и всевластия коварных олигархов.
"45,2 млрд грн непогашенных кредитов Национальном банке за последние три года", - заявила Гонтарева.

После пламенного выступления депутаты удовлетворили желание женщины и конституционным большинством в 342 голоса отправили ее в отставку.
Затем пришла очередь Якова Смолия, которого избавили от поднадоевшей уже приставки и. о.

В результате Верховная Рада утвердила предложение Порошенко, отдав  Смолию 247 голоса за.

В результате Смолий стал вторым в истории галичанином, который возглавил Нацбанк. До него это удалось только Степану Кубиву. Кстати, оба финансиста уроженцы Тернопольской области.

Стоит также отметить, что для того чтобы начать играть самостоятельную роль в качестве главы НБУ, Смолию придется избавиться от команды, которую Гонтарева привела в регулятор. Удастся ли это - большой вопрос. В случае, если представители команды Гонтаревой останутся на своих местах, перенастроить работу регулятора будет непросто. В любом случае новому главе НБУ придется решить очень непростые задачи.

Во-первых, наладить коммуникацию с обществом вообще и бизнесом в частности. Каждый маленький украинец (лично) должен поверить в будущее гривни, но для этого необходимо, чтобы новый глава Нацбанка пользовался доверием и авторитетом. Предприниматели ждут партнерских отношений, а не хладнокровного исполнения приговора. Восстановить доверие к гривне - мегазадача.

Во-вторых, наладить четкое взаимодействие с Кабмином. В частности, с Минфином, ведь только общими, скоординированными усилиями НБУ и правительства можно удержать гривню от резких перепадов курса и таргетировать инфляцию. Кроме того, наладить сотрудничество с Минюстом и судебными органами и защитить интересы кредиторов, в первую очередь Нацбанка как кредитора последней инстанции.

В-третьих, обеспечить ценовую и курсовую стабильность гривни, вернуть национальным деньгам базовые функции, утраченные в последние годы, а именно: средства накопления и меры стоимости. Бизнес и население наконец должны получить курсовой горизонт планирования, без которого невозможны ни восстановление процесса накопления в национальной валюте (депозиты), ни реализация широкого стимулирования реального сектора.

По большому счету, это три важнейших направления. Если получится их реализовать, то можно думать о перспективе. Например, реформировать структуру банковского сектора. Создать новую концепцию функционирования банков с иностранным капиталом. Кроме того, пересмотреть концепцию банковского надзора, которая должна стимулировать качественные улучшения банковской системы, деконцентрацию и демонополизацию рынка.

Чрезвычайно важно направить монетарную политику на стимулирование реального сектора экономики. Отменить весь пакет валютных ограничений, касающихся инвестиционных операций. В перспективе постепенно снизить зависимость финансовой системы от получения очередного транша МВФ и совместно с Кабмином перевести Украину к модели инвестиционного роста. Сделать это непросто, но теоретически возможно. Кроме того, никто не обещал, что будет легко.