Вскрытие пятой колонны. Почему Тимошенко и "Опоблоку" не нравится бюджет-2017

Сегодня, 20 октября, народные депутаты приняли в первом чтении проект Государственного бюджета на 2017 год
Фото: УНИАН

По формальной процедуре депутаты голосуют за предложения бюджетного комитета парламента, который рекомендовал принять документ. После серии бурных выступлений, сопровождавшихся воплями о горькой судьбе украинского народа и призывов помочь ему, парламент 245 голосами за проголосовал за принятие бюджета в первом чтении.

Хотя еще часа за два до момента голосования в кулуарах блуждали слухи о том, что могут и не поддержать, депутатского задора хватило только на то, чтобы взбодрить украинцев выступлениями с трибуны. Тем не менее интересно, что из фракции Блока Петра Порошенко проголосовали только 108 депутатов из 143, из "Народного фронта" — 74 из 81. Зато "Воля народа" и "Возрождение" проголосовали практически в полном составе. Остальное добрали за счет конформистов из "Самопомочі" и внефракционных. А вот Тимошенко, Ляшко и "Опоблоку" бюджет категорически не нравится и вот почему.  

Что предложили

Поскольку парламент голосовал за рекомендации бюджетного комитета Верховной Рады, то "ДС" решила проанализировать не столько сам текст документа, сколько депутатские предложения — что именно хотят видеть в законе о бюджете те или иные партии, фракции и отдельные депутаты. Получилось познавательно.

Правок много, 1160 на 441 стр., и сами правки, как и их отсутствие, говорят о многом. Бюджет, как это не удивительно, интересен не всем. Нет предложений от фракции БПП и "Народного фронта", ведь их представители в правительстве и формировали бюджет. Однако нет и предложений от фракций "Воля народа" и "Самопомочі". И если отсутствие замечаний от фракции "Воля народа" объяснимо  (их основное пожелание — снижение рентных платежей на добычу газа и нефти — было учтено правительством), то пассивность "Самопомочі" вызывает удивление. Во фракции либо не оказалось специалистов в бюджетом процессе, либо она решила занять пассивную позицию, удовлетворившись обещанием Владимира Гройсмана дать денег на строительство нового мусорного полигона под Львовом.

В то же время "Батьківщина" и "Оппозиционный блок" были в ударе — 75 и 37 правок, соответственно. Наиболее показательны правки от "Оппоблока", большая их часть посвящена желанию сократить финансирование затрат на оборону — армию, Нацгвардию, пограничников, СБУ. В целом затраты на силовиков "оппозиционеры" во главе с Юрием Бойко намерены сократить на 40%, или 18,2 млрд грн. Расходы на оборудование границы с Россией они вообще намерены убрать из бюджета, а закупку оружия и военной техники минимизировать фактически до нуля.

Кроме бывших "регионалов", к пацифистам можно отнести и представителей партии "Свободы", в частности, предложения народного депутата Юрия Левченко также направлены на сокращение расходов на силовиков и зачастую дублируют правки "Оппоблока". "Свободовцы" в лице Юрия Левченко хотят оставить без денег и помощи со стороны союзников как полицию, так и Нацгвардию, отправив сэкономленное на финансирование медицины и образования.

Предложения фракции "Батьківщини'несколько, если так можно выразится, разумнее.  Если отбросить традиционный популизм в виде резкого повышения зарплат или отмены финансирования авиаперелетов главы государства, то БЮТ намерен усилить роль и значения парламента в бюджетом процессе. Хотя это вероятнее только до тех пор, пока Юлия Тимошенко обретается в парламенте.

Суть правок — все ключевые расходы инвестиционного характера должны быть заложены напрямую в бюджете, вплоть до списка автомобильных дорог, подлежащих ремонту, а оставшиеся решения правительство будет обязано принимать по согласованию либо с парламентом в целом, либо с профильным комитетом по бюджету.

Это касается таких интимных вопросов, как утверждение бюджета Пенсионного фонда и фондов государственного соцстраха. Особенно неудобно получилось с дорогами. Осознавая, что после создания Дорожного фонда в бюджете будут деньги на строительство дорог и их будет много, Кабмин, готовя проект бюджета, забрал себе право принимать решение кто, когда и как будет ремонтировать дороги. Ранее с этим вопросами Министерство инфраструктуры справлялось самостоятельно, согласовывая с правительством только строительство новых дорог.

Депутаты же бюджетного комитета решили, что этот вопрос лучше согласовывать с ними, а Тимошенко вообще предложила включать список дорог для ремонта в текст бюджета в качестве приложения. Сошлись на компромиссе — депутаты практически всех фракций предложили норму о том, что расходы на строительство жилья для военных, поддержки животноводства и хмелеводства, закупку вооружений и еще дюжины программ из бюджета развития должны согласовываться с профильным комитетом парламента. Если эта норма будет реализована, то правительство на каждый свой чих, который стоит дороже нежели закупка писчей бумаги, будет вынуждено просить разрешения у парламента. Судьба этого нововведения будет ясна ближе ко второму чтению, не исключено, что эта норма станет условием успешного голосования за текст бюджета в целом.

Бантики на бюджете

Из приятных мелочей стоит отметить борьбу за янтарь — "Оппоблок" предлагает легализовать добычу янтаря и получить 2 млрд грн, Юлия Тимошенко — 5 млрд грн, а Александра Кужель —все 7 млрд грн. Больше 1 млрд грн за янтарь было заложено и в бюджете нынешнего года, однако не получено ни копейки — решения правительства о легализации этого бизнеса так и не было принято.

Также Тимошенко намерена сохранить льготы аграриям по уплате НДС (минус 29,6 млрд грн из бюджета), предусмотреть выплаты переплат по налогу на прибыль (минус 22,1 млрд грн из бюджета) и продать лицензию на 4-G за 11,7 млрд грн.

Представители других фракций скромнее — Максим Бурбак из "Народного фронта" хочет 2 млрд грн на строительство "Европейского вала" на границе с Россией, Радикальная партия вместе с депутатами из "Самопомочі" хотят 500 млн грн на финансирование агентства по кредитованию экспорта, а депутаты-мажоритарщики из комитета по местному самоуправлению хотят списания долгов местных бюджетов перед государственным. Они же хотят, чтобы инвестиционные проекты на местах, так называемый Государственный фонд регионального развития, финансировался не из спецфонда за счет поступления от конфискации средств беглого тирана Виктора Януковича, а из общего фонда бюджета. Справедливо ожидая, что деньги Януковича в следующем году никто конфисковать не собирается.

Депутаты из экологического комитета занимают противоположную позицию — они хотят, чтобы поступления от экологического налога направлялись не в общий, а в специальный фонд бюджета. И логика в этом есть — до 2014 г. поступления от этого налога составляли до 20 млрд грн и шли на строительство новых очистных сооружений, закупку фильтров и строительство шламохранилищ. Промышленные предприятия, уплачивая экологический налог, тут же получали эти средства обратно на реализацию экологических проектов. Два года назад все изменилось — поступления от экологического налога по требованию МВФ стали идти в общий фонд бюджета. И поступления упали более чем в десять раз — у промышленников нет резона платить данный налог, не имея возможности получить эти деньги назад, а работа экологической инспекции по проведению проверок была заблокирована мораторием на проверки.

Будут ли эти и сотни других поправок учтены — узнаем через месяц, когда правительство представит проект бюджета ко второму чтению. Однако уже сейчас можно сказать, что судьба большинства из них печальна — даже если правительство вдруг и захочет учесть правки, направленные на увеличение расходов или уменьшение доходов, то оно не сможет это сделать под угрозой срыва сотрудничества с МВФ. Однако эти правки хорошо показывают, кто есть кто в парламенте.