Все через реформу. Почему конкурс госсекретарей превратился в скандал
С 1 января 2017 года в Украине начинает работать институт государственных секретарей при министерствах. Первые назначения, - в министерстве инфраструктуры и здравоохранения, - уже привели к демаршу профильных министров, которые отмечают непродуманную систему конкурсного отбора. В правительстве поспешили исправить ошибку и пообещали поменять правила для соискателей. Но, как это часто бывает, поток критики уже не остановить. Эксперты и политики все чаще говорят о новых "смотрящих" в министерствах "эпохи позднего Леонида Кучмы".
Новые полномочия
Согласно концепции реформы госслужбы, с Нового года должность министра превращается в политическую и представительскую. Иными словами, министру, назначаемому по квоте от парламентской коалиции, уже не обязательно быть профессионалом в своей сфере. Его главная задача - работа с парламентом и экспертным сообществом по своим профильным законопроектам, определение общей стратегии развития отрасли.
Вся же административная работа министерства отдается госсекретарям. Государственный секретарь имеет влияние на бюджетную политику министерства, наделен правом представлять министерство в качестве юридического лица в гражданско-правовых отношениях. Но самое главное - это кадровая политика во всей отрасли. Именно государственные секретари будут ее формировать начиная от госслужащих в министерстве и заканчивая руководителями отдельно взятых госпредприятий.
Предполагается, что появление государственных секретарей должно обеспечить преемственность и непрерывность реформ, проводимых тем или иным министерством. Глава Национального агентства по вопросам госслужбы Константин Ващенко так презентовал эту новацию еще в декабре прошлого года, когда парламент принял изменения к закону "О государственной службе": "Следует сказать госслужащим страны главное: им больше не придется паковать чемоданы с приходом очередного министра, уступая свое место его куму, брату или свату".
Однако на практике пока все идет к тому, что, к примеру, кумовья и сваты министра могут быть просто заменены на кумов и сватов госсекретаря и его "друзей из бизнеса". Тем более что по конкурсу кресла государственных секретарей уже достаются людям с неоднозначными заслугами в прошлом.
Новые-старые лица
Так, в министерстве инфраструктуры госсекретарем стал Андрей Галущак, который при президенте Викторе Януковиче работал в скандально известном Госагентстве по инвестициям и возглавлял провалившийся Национальный проект "Воздушный экспресс". А также был замом директора в другом Нацпроекте, также закончившемся пшиком - "LNG-терминал".
Еще более показательна история с избранием госсекретаря для МВД. Им, как известно, стал Алексей Тахтай, который, будучи начальником департамента финансового обеспечения в ноябре 2014-го якобы обсуждал с тогдашним замминистра Сергеем Чеботарем коррупционную схему продажи песка через компанию-"прокладку".
В Министерстве здравоохранения госсекретарем была выбрана Наталья Шолойко, работающая последнее время заместителем директора по регистрации фармаконадзора госпредприятия "Государственный экспертный центр". И.о. министра Ульяна Супрун уже заявила, что Шолойко не может занимать кресло госсекретаря из-за конфликта интересов. Речь идет о ее родственниках, информацию о которых нашла мониторинговая миссия #ДоброЧесно. В частности, муж Александр Хейломский является сооснователем компании "Ридан" вместе с нынешним главой правления предприятия "Индар" Любовью Вишневской. А отец Борис Хейломский и дочь Татьяна Хейломская руководят фирмой "МВВ Инструментс", известной поставками товаров для "Индара" по завышенным ценам.
Непродуманная процедура
Как отмечают в экспертном сообществе, виной всему непродуманная процедура отбора государственных секретарей конкурсной комиссией. Обращают внимание и на закрытость для общественности результатов тестов, которые проходят кандидаты, и на отсутствие проверки возможного конфликта интересов. К примеру, согласно процедуре Шолойко просто предоставила свою официальную биографию и декларацию за 2015 год. А на то, каким именно бизнесом занимаются ее близкие родственники комиссия не обратила внимание. Или не захотела обратить.
Очевидно, что ряд министров благодаря такой процедуре добиваются назначения "своих людей" на должности госсекретаря. К тому же это гипотетически означает для сегодняшних министров и возможность сохранить влияние в желаемой сфере в будущем. Когда с министерским креслом придется попрощаться. Ведь госсекретари сразу подписывают контракт на целых пять лет. А министры в Украине дольше двух лет в креслах задерживаются редко.
Новые правила
И.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун уже анонсировала в четверг принятие Кабмином новых правил конкурсного отбора государственных секретарей: "Процесс необходимых изменений уже инициирован на правительственном совещании в понедельник, поддержан сегодня, и мы убеждены, что результатом станет более понятный, прозрачный и честный процесс избрания достойных государственных секретарей не только для Минздрава!". И пообещала оспорить результаты прошлого конкурса после появления новых правил.
С другой стороны, конечно же не все госсекретари, выбранные по пока еще действующей процедуре, имеют столь спорную репутацию, как Галущак, Тахтай или Шолойко. Однако после последних скандалов многие политические силы будут не прочь "раскопать компромат" абсолютно на всех кандидатов. Выбранных и по действующей критикуемой, и по новой процедуре. "Был бы человек...", - как говорится. К тому же, всегда можно вспомнить негативный опыт введения института госсекретарей при президенте Леониде Кучме с 2001 по 2003 годы. Которых тогда воспринимали не иначе, как "смотрящими".