Время посадок. Зачем у Зеленского устроили "облаву на киборгов"
Отступление наших войск от линии фронта - не единственный фактор, который деморализует наших военных. Вторым таким фактором стало уголовное преследование боевых офицеров и добровольцев.
Особенно большой резонанс в войсках вызвали аресты сотрудников Минобороны из числа "киборгов" - защитников Донецкого аэропорта - из 79-й отдельной аэромобильной бригады (сейчас это 79-я отдельная десантно-штурмовая бригада). В сентябре 2015-го полковник 79-й ОАэМБр Дмитрий Марченко был назначен на должность начальника Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения Вооруженных сил Украины. Вместе с ним в ГУРСМО перешли еще несколько офицеров 79-й ОАэМБр. 3 мая 2019 г. Марченко получил звание генерал-майора. А 11 ноября Печерский райсуд Киева удовлетворил ходатайство ГБР о взятии Марченко под стражу, с возможностью выйти под залог в 76,84 млн грн, по делу о "некачественных бронежилетах". Позже такую же меру пресечения суд избрал заму Марченко полковнику Сергею Почтаренко и майору Михаилу Каморянскому. Еще два сотрудника ГУРСМО - Ольга Капинус и Василий Саковец - отправлены под домашний арест.
Любую такую историю военные примеряют на себя: "сегодня закрыли их, завтра закроют меня, предлог найдется всегда и для каждого". Конечно, если есть подозрения насчет "некачественных бронежилетов", то именно военные наиболее заинтересованы в том, чтобы в этом вопросе была выяснена истина. Но арест двух офицеров-"киборгов" с нереальным для них залогом - около $3 млн с каждого - заставляет сомневаться в чистоте мотивов ГБР.
Минобороны не решилось отмолчаться и заявило, что у него "вызывает удивление тот факт, что Дмитрию Марченко была выбрана именно такая мера пресечения, несмотря на то, что он не скрывался и сотрудничал со следствием, является боевым офицером, участником обороны ДАП, положительно характеризуется по службе, а также то, что судом не было принято во внимание предложение нескольких народных депутатов и Героев Украины о взятии Дмитрия на поруки".
"Дмитрий Марченко, я доверял тебе и доверяю. Ты - один из тех, кто не побоялся участвовать в ожесточенных боях на востоке, а впоследствии и ломать коррупционные схемы в оборонном ведомстве. Возмущает, что офицеры ВСУ сейчас на скамье подсудимых", - отреагировал на арест своего бывшего подчиненного экс-министр обороны Степан Полторак.
Боевым побратимом генерал-майора Дмитрия Марченко, полковника Сергея Почтаренко и майора Михаила Каморянского по 79-й ОАэМБр является начальник Департамента патрульной полиции Национальной полиции Украины полковник полиции Евгений Жуков. Его реакция отражает общий настрой среди офицеров: "Без эмоций и объективно, обращаюсь к президенту Украины Владимиру Зеленскому, обратить внимание на эту абсурдную ситуацию и принять меры по восстановлению справедливости, - что касается кадровых военных с боевым опытом и боевыми наградами! Это не убийцы и не насильники, не воры и не рецидивисты! Наркоторговцев, которых задерживает полиция с 300 или 600 кг тяжелых наркотиков, суд почему-то отпускает под домашний арест. Следствие должно разобраться и установить истину по "бракованной партии бронежилетов". На это есть закон и процесс. Но пока идет это следствие, которое еще непонятно, что установит, зачем закрывать офицеров, которые всю жизнь служили своей стране, которые своей кровью заслужили доверие общества этой страны! Адекватных людей, которые и не собирались скрываться (без домов, самолетов и машин на маме с папой и бабушке), закрывают под залог в 3 млн долларов за одного. Вы сделали их вместе! Спасибо, что наши услуги больше не нужны".
Директор ГБР Роман Труба опубликовал на своем Телеграм-канале видео-фрагмент баллистической экспертизы "некачественных бронежилетов". По словам Трубы, эта экспертиза показала, что простреливаются 70% бронежилетов. Между тем, как сообщил "Український мілітарний портал", на слушаниях в Печерском райсуде выяснилось, что эта экспертиза проводилась с нарушениями госстандарта ДСТУ В 4103-2002, согласно которому должен оцениваться класс баллистической защиты бронежилета в целом, а не отдельных его элементов. Иными словами, из бронежилета вынули бронепластины и затем уже подвергли его испытаниям. На опубликованном Трубой фрагменте видео "продемонстрировано попадание в переднюю часть бронежилета без пластины, о чем свидетельствует гибкость образца на видео", отмечает портал и добавляет: "Также во время заседания прозвучала информация, что, согласно протоколам, вес бронежилета на испытаниях составлял 4,8 кг, хотя вес стандартного полнокомплектного бронежилета Темп-М3М составляет около 14 кг".
Еще одна резонансная история - о допросах в СБУ народного депутата прошлого созыва, добровольца и ветерана АТО Игоря Лапина и его боевых побратимов. "Наверное, мы начинаем новый этап в жизни. Иду на допрос в Службу безопасности Украины по поводу убиенных мирных московских граждан во время прорыва блокады Луганского аэропорта", - сообщил 11 ноября Лапин, который во время проведения военной операции в Луганском аэропорту летом 2014-го командовал 2-й штурмовой ротой "Запад" 24-го батальона теробороны "Айдар" ВСУ, сформированной из волынских добровольцев.
Один из волынских "айдаровцев" Александр Калюжный (Саша Харьковский) поясняет, что его побратимов допрашивают в СБУ, в частности, по факту смерти русского наемника Билибина, который был заместителем атамана донского казачества Козицина и перевозил ящики со снарядами и оружие. "У кого-то есть желание качнуть Волынь? Я бы не советовал", - предупреждает "айдаровец".
Для военных вовсе не выглядит случайным то, что сейчас сидят под арестом и ходят на допросы герои АТО - "киборги", "айдаровцы", причем по очень спорным делам. Скорее это выглядит как попытка запугать: смотрите, сейчас могут посадить любого, невзирая на былые заслуги. Похоже, кому-то мало заставить наши войска отступать - нужно еще и сломить их боевой дух.