Время хищников. Как Европа ответит на пришествие Трампа
Трамп и Украина — эти два урока побуждают Евросоюз думать о собственном спасении
Два дня, 7 и 8 ноября, европейские лидеры на саммите в Будапеште обсуждали, чего ждать от Дональда Трампа. Сначала саммит проходил в формате Европейского политического сообщества (ЕПС) с участием руководителей 42 стран. Эту платформу инициировал президент Франции Эммануэль Макрон в мае 2022 года. Нынешняя встреча была уже пятой (первые четыре состоялись 6 октября 2022 в Чехии, 1 июня 2023 в Молдове, 5 октября 2023 в Испании и 8 июля 2024 в Англии).
Вторая часть саммита имела статус неформального заседания Европейского совета (высшего органа Евросоюза). Началась она вечером 7 ноября с рабочего ужина и продолжилась утром.
Уже первый день довольно четко показал, что Украине следует готовиться к плохим сценариям. Это было видно и по довольному лицу хозяина встречи — венгерского премьера Виктора Орбана, и по драматичным фразам в выступлениях Владимира Зеленского и Эммануэля Макрона на саммите ЕПС.
Это впечатление усилилось тем, что Зеленский и Макрон в своей риторике использовали один и тот же образ России-хищника. Украина и Европа остались один-на-один с этим хищником. Надежды на защиту со стороны США испарились после победы Трампа. Зеленский и Макрон оба перед саммитом ЕСП успели поговорить с Трампом. И по их выступлениям чувствовалось, что они не заряжены оптимизмом.
Но они предложили два принципиально разных ответа. Зеленский видит ответ в усилении Украины, а Макрон — в усилении Европы.
$300 млрд российских активов для Украины
Зеленский рассказал участникам саммита ЕПС, что у него был "продуктивный, хороший разговор с Трампом", по итогам которого, однако, "мы еще не можем знать, какие будут его действия". Далее были сказаны ритуальные фразы о том, что нужно надеяться на лучшее, после чего Зеленский плавно перешел к тому, что лозунг Трампа "мир благодаря силе" ("peace through strength") должна реализовать Европа. Кроме как на Европу, очевидно, надеяться уже не на кого.
Как Европа может принудить Путина к миру? Зеленский предложил два рецепта. Оба очень просты. Первый рецепт — "План победы у вас на столе". Как известно, суть этого плана в том, что Запад должен дать Украине столько вооружений, чтобы Украина могла военной силой принудить Путина к реализации Формулы мира Зеленского. Впрочем, План победы предполагает очень серьезное оружие прежде всего от США. Европа в одиночку этот план не потянет.
Поэтому от первого рецепта Зеленский быстро перешел ко второму: Европа должна выставить Путину счет, и тогда Россия уже не сможет быть хищником. "Счет за эту войну нужно выставлять россиянам, а не Украине. Чтобы Россия больше не могла выдвигать свои ложные претензии всем вокруг — от стран Балтии до Балкан. Любая страна, любой лидер, уважающий международное право и сидящий за этим столом, должен понимать, что хищники всегда требуют все большей и большей добычи", — сказал Зеленский.
Он подчеркнул "право Украины использовать средства из российских активов для защиты от российской агрессии". "Честно говоря, это украинские деньги. Именно в Украине русские войска разрушили сотни городов и сел. Миллионы наших людей потеряли свои дома", — напомнил он. И призвал: "Вместо того, чтобы искать причины для затягивания решений, необходимо найти механизм, как направить средства в Украину, чтобы они поскорее начали работать".
После саммита ЕПС Зеленский провел пресс-конференцию, где сфокусировался на этой идее. "Сейчас есть 300 миллиардов долларов замороженных российских активов. Украину они [россияне] разрушили, по оценкам международных институтов, на около 800 миллиардов. Все говорят: что вы будете делать, если Трамп не будет вас поддерживать финансово, где вы возьмете оружие, как вы будете защищаться? Я вам отвечаю — а можно ли нам взять 300 миллиардов, принадлежащих нам? Поддержим наших людей и купим на эти деньги во всех странах мира оружие, — пояснил свой рецепт Зеленский. — Можно мы сами будем решать, какое нам нужно оружие? Можно мы будем сами решать, что с этими деньгами делать? Можно никто из стран Европы не будет блокировать эти деньги? Можно их нам отдать? Можно нам просто передать уже замороженные деньги российских убийц и олигархов?"
Этот рецепт, в отличие от первого, зависит прежде всего не от США, а от Европы. Ведь львиная доля этих $300 млрд арестована именно в Европе, в том числе 191 млрд евро — в депозитарии Euroclear в Бельгии.
Напомним, 25 октября премьер-министр Украины Денис Шмыгаль анонсировал, что Украина уже в этом году получит около $50 млрд от G7 и ЕС за счет замороженных российских активов. Но это будет оформлено как кредит, который будет погашаться за счет процентов, полученных от обездвиженных российских суверенных активов. В частности, Джо Байден 23 октября объявил, что США предоставят Украине $20 млрд кредита по этой схеме.
"Это промежуточный результат, потому что Украина продолжит настаивать на полной конфискации всех замороженных российских средств. Российские деньги должны быть полностью конфискованы на восстановление нашего государства", — подчеркнул Шмыгаль. Именно этого и потребовал Зеленский на саммите ЕПС.
В ответ на это Орбан провел брифинг, где радостно объявил, что помощь США и Европы Украине в размере 50 млрд евро, которая уже была согласована, теперь является "открытым вопросом" после победы Трампа. Пакет недостаточен для дальнейшего финансирования Украины, и западные страны устали вкладывать деньги, сказал Орбан. По его словам, страны ЕС после победы Трампа также движутся в направлении более четкого определения своих обязательств и целей в Украине.
Конечно, информации от Орбана доверять нельзя. Но в любом случае рецепт от Зеленского мог вызвать сомнения. Фактически европейские лидеры услышали предложение дать Украине $300 млрд российских активов деньгами, за счет российских репараций, чтобы она накупила на эти деньги оружия "во всех странах мира" и этим оружием победила Россию и принудила ее к миру. Сразу после Зеленского на саммите ЕПС выступил Макрон и предложил Европе другой рецепт.
"Самим стать хищниками"
"Дональд Трамп был избран американцами, чтобы защищать интересы американцев. Вопрос, который мы, как европейцы, должны задать себе: готовы ли мы защищать интересы европейцев? — спросил Макрон. — Для нас, европейцев, это исторический момент, который имеет решающее значение. По сути, перед нами стоит вопрос: хотим ли мы читать историю, написанную другими, войны, развязанные Владимиром Путиным, американские выборы, выбор, сделанный китайцами в технологическом или коммерческом плане? Или мы хотим творить историю? И я думаю, у нас есть силы написать ее".
Он предложил свой способ сделать это. Сидя рядом с Марком Рютте, новым генеральным секретарем НАТО, он призвал к ускорению развития европейской обороны, совместимой с НАТО, но в то же время независимой от него. "Произошло стратегическое пробуждение, которое мы должны признать: мы, европейцы, не должны навечно делегировать нашу безопасность американцам", — сказал Макрон.
"Для меня все просто: мир состоит из травоядных и хищников. Если мы решим остаться травоядными, хищники победят, и мы станем для них пищей", — добавил он, используя эту метафору, чтобы призвать европейцев быть "как минимум всеядными". "Я не хочу, чтобы Европа оставалась жутким местом, населенным травоядными, которых хищники, согласно своей программе, придут пожирать", — подчеркнул он.
Европейцы, скорее всего, сделают правильные выводы из печального опыта Украины, поэтому рецепт Макрона совсем не фантастичен, особенно если планы Франции поддержит другая европейская ядерная страна. По сообщению Bloomberg, ЕС стремится ускорить переговоры с Великобританией о новом пакте об обороне и безопасности. Премьер-министр Великобритании Кир Стармер и лидеры ЕС использовали саммит в Будапеште 7 ноября, чтобы активизировать переговоры о способах укрепления отношений в сфере безопасности. Британские чиновники изучают, что будет включено в такой пакт, и рассматривают такие шаги, как общие закупки оружия и больше совместных военных учений и экспедиций, рассказало агентство.
Конечно, рецепты Зеленского и Макрона формально не противоречат друг другу. Евросоюз, если бы захотел, мог бы и отдать Украине российские $300 млрд для закупки вооружений, и одновременно сам мобилизоваться и вооружиться. Наша проблема в том, что для европейцев в приоритете их собственная безопасность. Именно поэтому они, вероятно, не будут ссориться с Трампом из-за Украины и не будут идти наперекор его планам.