Вредные таблетки будут изымать из оборота через суд

Импортерам и дистрибуторам иимпортных лекарств общение с Гослеслужбой исключительно через суд выгодно: заручившись помощью армии адвокатов, они получают шанс отбиться от контролеров
Фото: public.od.ua

Минздрав вынес на общественное обсуждение законопроект, по которому приостанавливать реализацию и производство сомнительных лекарств можно будет только по решению суда. В пояснительной записке, подписанной министром здравоохранения Александром Квиташивили, говорится, что таким образом профильное законодательство приводится в соответствие с новыми требованиями по дерегуляции предпринимательской деятельности. Первоначальный вариант упомянутого законопроекта разработала сама Гослекслужба. И по нему за ведомством оставалось право запрещать оборот препарата, если в ходе проверок было выявлено его несоответствие действующим требованиям. Однако экспертная группа, работающая при министерстве (в ее составе, помимо подчиненных Квиташивили, есть представители общественных и профильных организаций, юристы) настояла, чтобы итоговые решения принимал суд.

Отчасти это оправдано. Ведь в прошлые годы возможность Гослекслужбы одним росчерком пера блокировать продажи целого списка медикаментов и заставлять аптекарей изымать из реализации и отправлять на утилизацию партии препаратов позволила чиновникам построить доходную схему. Заплатив от $10-15 тыс. и более (конкретная сумма зависела от того, на какое время препарат выводили с рынка) фармацевты могли избавиться от конкурирующего товара. Причем поводы для запрета продавать лекарство могли быть самые мелкие - к примеру, неправильно оформленная упаковка. За деньги поставщики препарата, попавшего в запретный список, могли вернуть его на аптечные полки. Таким образом украинцев могли лишить права покупать вполне безопасные лекарства, но не убирали из аптечного ассортимента действительно сомнительные медикаменты.

Учитывая, что глава Минздрава Александр Квиташвили лоялен к представителям мировой фарминдустрии, убедить его "обезоружить" Гослеслужбу было несложно

С другой стороны, если все решения по запрету реализации препаратов будут принимать суды, процесс контроля утратит оперативность. Пока Гослекслужба подготовит нужные бумаги, пока их рассмотрит судебная инстанция, партию "подозрительных" таблеток могут уже и распродать. Тем более, что в законопроекте нет ни слова о том, что на время разбирательств устанавливается запрет на реализацию сомнительного товара. В случае принятия законопроекта Гослекслужбе наверняка придется набирать штат дополнительных сотрудников, которые будут заниматься общением с судами. Ведь ведомство выдает решения о запрете реализации лекарств пачками. К примеру, только в августе Гослекслужба изъяла из оборота таблетки "Конвериум" кипрской компании "Медокеми ЛТД", "Циклоферон" российского производителя "Полисан", глазные капли "Йодид калия" (украинский исследовательский завод "ГНЦЛС"), таблетки "Сиган (индийской "Дженом Биотек"), "Тетрациклин" (российская "Татхимпрепараты"), "Нео-ангин" (немецкая "Дивафарма"), "Мараславин" (болгарская "Софарма") и пр.

Ежемесячно в черный список чиновников попадает, как минимум, десяток наименований самых разных производителей. Но чаще страдают все же поставщики иностранных лекарств, так как к ним проверяющим проще придраться (найти погрешности в переводе инструкции, оформлении таможенной документации и пр.). Возврат же в аптеки запрещенных лекарств нередко занимает месяцы и обходится компаниям не дешево, не говоря уже об убытках, полученных на изъятом из продажи товаре. Поэтому импортерам и дистрибуторам иностранных лекарств общение с Гослеслужбой исключительно через суд выгодно: заручившись помощью армии адвокатов, они получают шанс отбиться от придирчивых контролеров. Так что, скорее всего именно иностранные фармацевты и пролоббировали внесение последних правок в законопроект. А учитывая, что министр Квиташвили давно лоялен к представителям мировой фарминдустрии, убедить его "обезоружить" Гослеслужбу было несложно.