Возвращение Авакова. Зачем в МВД решили защитить честь Вакарчука от Порошенко
МВД, а частности подразделение киберполиции, сообщило, что "разоблачило действия по дискредитации партии Святослава Вакарчука "Голос", что вылилось в открытие уголовного производства по статье "Воспрепятствование осуществлению избирательного права".
Жертвой уголовного преследования, как не трудно догадаться, стала политсила экс-президента Петра Порошенко "Европейская солидарность". По информации правоохранителей, депутат одного из сельсоветов Львовской области заказал рассылку смс-сообщений 25 тыс. абонентов с текстом "Украинцы разочаровались в Вакарчуке: "Голос" не проходит в Раду" и ссылкой на результаты социологического исследования, проведенного КМИС с соответствующими результатами.
При этом в киберполиции подчеркнули, что именно с того же адреса рассылались эсэмэски с объявлениями о встречах Порошенко с избирателями Львовщины. В общем, намек оказался более чем прозрачным — Порошенко и его партия ведут якобы нечестную политическую борьбу, рассылая сообщения, дискредитирующие прямых политических конкурентов.
В "Европейской солидарности" тут же публично ответили ведомству Авакова, назвав действия киберполиции "грубым и беспрецедентным вмешательством в избирательный процесс" и первым случаем, когда уголовное дело возбуждается за рассылку, в которой "даже не собственное мнение, а только ссылка на соцопрос".
Итак, ситуация, как это часто бывает в украинской политике, получается неоднозначной. С одной стороны, не увидеть политической мотивации в действиях полиции в данном случае достаточно сложно. Многие действия Арсена Борисовича во время президентской кампании давали основания подозревать министра в подыгрывании конкурентам Порошенко. Сначала это была Тимошенко, самым ярким стал эпизод с брутальным задержанием националистов, митингующих против Юлии Владимировны. Это тогда, когда полицейские кричали: "Ложись, Бандера!" А несколько позже Авакова обвиняли уже в подыгрывании нынешнему президенту Владимиру Зеленскому. Лучше других об отношениях Авакова с командой Зе стали комплименты Игоря Коломойского в адрес Авакова, вплоть до того, что последний вполне может стать премьером при президенте Зеленском.
Так что теперь, когда Аваков, видимо, решил, что пора ему снова активно включиться в политическую игру и помочь еще немного подтопить рейтинг партии бывшего президента, это не должно никого удивлять. Примечательно, что к инициативе Авакова тут же подключились и другие политические игроки, которые не прочь поднять свой рейтинг на высоком антирейтинге бывшего президента. В частности, действующий премьер Владимир Гройсман дал поручение Авакову дать оценку "грязной политтехнологической игре", намекая на партию Порошенко.
С другой стороны, использование "Европейской солидарностью" рассылки избирателям с не самой приятной информацией о своем прямом конкуренте выглядит не то чтобы грязным, но и явно не слишком чистым и честным приемом политической борьбы, да еще и по отношению к партии с очень близкой для "ЕС" идеологией. В то же время нельзя не признать, что подобные приемы используются в украинской политике всеми основными политическими игроками и применялись в том числе и особенно активно против Петра Порошенко на президентских выборах. Вспомните акции "Нацкорпуса" "Свинарчуків за грати", в организации которых обвиняли в том числе и Авакова, или совсем уж чернушный сюжет на "1+1" Коломойского об "убийстве Петром Порошенко своего брата".
На этом фоне рассылка с данными о низкой поддержке "Голоса" выглядит какой-то детской игрой, пусть и не слишком честной и красивой.
Еще одним аргументом в пользу того, что дело киберполиции имеет ярко выраженную агитационную направленность, является то, что юридические перспективы у этого дела отсутствуют. Во-первых, что незаконного в организации смс-рассылки? Судя по объемам спама, приходящего на каждый телефон с сомнительной информацией, на организаторов таких рассылок нужно проводить целые облавы, а не ограничиваться только одной, пусть и во главе с бывшим президентом, партией.
Во-вторых, крайне сложно себе представить, как рассылка информации о рейтингах партий может препятствовать волеизъявлению граждан. Тем более что такая информация публична и присутствует во всех СМИ.
Так что можно не сомневаться, что об этом уголовном производстве забудут сразу же после 21 июля. И хотя никакой другой цели, кроме политического пиара, организаторы этого дела явно не преследовали, они, тем не менее, затронули достаточно интересную тему. В идеале эта история могла бы стать стартом для серьезной политической дискуссии о единых для всех правилах агитации на выборах. И в первую очередь законодательных правилах, поскольку джентльменские соглашения в украинской политике, как мы все могли не единожды убедиться, работают крайне редко. А вот закон, который бы четко прописывал, как можно, а как нельзя агитировать, мог бы оказаться крайне полезен. Он если бы и не остановил волну черного политического пиара, то мог бы хотя бы уменьшить ее объем. Но это уже совсем другая история.