Война за землю. Как Коломойский ткнул в лицо Зеленскому свою золотую акцию
О том, что принять законопроект об открытии рынка земли президенту Владимиру Зеленскому будет весьма непросто, было понятно с самого начала. Вопрос отмены моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения стал за 18 лет, прошедших с момента введения моратория, крайне болезненно восприниматься украинским обществом. В том числе и благодаря разным политикам, которые все эти годы усиленно спекулировали на этом вопросе, распространяя страшилки о недопустимости превращения национального достояния украинцев в товар. Как результат социологические опросы показывают, что подавляющее большинство украинцев негативно относятся к возможности отмены моратория и еще более негативно к предоставлению возможности покупать украинскую землю иностранцам.
При этом открыть рынок земли, причем в его максимально свободной форме, настоятельно требовал от Зеленского Международный валютный фонд, привязывая к этому вопросу перспективу получения очередного транша. Таким образом, Зеленский оказался перед непростым для себя выбором — придвинуть непопулярное в народе решение, что чревато потерей рейтинга, либо остаться без денег МВФ, что также может в перспективе плохо сказаться на рейтинге главы государства.
Чтобы выбраться из этого тупика, на Банковой придумали соломоново решение, которое должно было и минимизировать народное неудовольствие, и дать МВФ видимость выполнения всех их пожеланий. В понедельник, 11 ноября, за день до рассмотрения в парламенте проблемного законопроекта и за два дня до начала визита в Киев миссии МВФ, Зеленский обнародовал видеообращение, в котором предложил между первым и вторым чтением внести в законопроект о рынке земли норму, предполагающую, что иностранцы получат право покупать украинскую землю только после того, как на это даст свое разрешение украинский народ на всеукраинском референдуме.
Казалось бы, такой ход должен был бы удовлетворить всех. Украинцы получили бы уверенность, что главная страшилка, связанная с рынком земли, "всю Украину скупят иностранцы" не может быть реализована, а МВФ получил бы формальное согласие украинской власти на максимально открытый рынок. При этом инициирование и проведение самого референдума о земле оставалось делом не очень близкого будущего, ведь для начала нужно было бы подготовить и принять закон о референдуме, который пока лишь на стадии обсуждения.
Однако как по маслу голосование все равно не пошло. Сначала стало известно, что законопроект не попадает в повестку дня вторника. Примечательно, что сообщил об этом нардеп от "Слуги народа" Александр Дубинский, которого связывают с олигархом Игорем Коломойским. По словам Дубинского, внутри президентской партии голосов за рынок земли нет, несмотря на оговорку о референдуме. Дескать, большинство мажоритарщиков и часть списочников против.
Когда же в среду, 13 ноября (в последний день перед приездом миссии МВФ), законопроект попал в повестку дня, оказалось, что с перспективой его принятия все как минимум крайне шатко. Уже на стадии подготовки вынесения в зал законопроекта трибуну заняли депутаты от фракции ОПЗЖ, которые высказались категорически против открытия рынка земли. Кроме них, о намерении не голосовать за законопроект заявили и остальные оппозиционные фракции и группы. Помимо фракции "Батьківщини" Юлии Тимошенко, которая традиционно против рынка земли, не пожелали поддерживать законопроект правительства "Голос" и "ЕС". Последние принципиально якобы и не против запуска рынка земли, но законопроект Кабмина посчитали "сырым" и поддерживать его отказались.
Также против законопроекта выступила группа "За будущее", причем об этом лично с трибуны заявил нардеп Игорь Палица, давний партнер Коломойского. Если это сложить с настойчивыми утверждениями Дубинского об отсутствии голосов за рынок земли в "Слуге народа", то складывалось впечатление, что саботаж Зеленскому устраивал именно олигарх. Собственно, ряд СМИ даже написали о том, что Зеленский уверен, что за противодействием законопроекту о земле стоит именно Игорь Валерьевич. Как бы то ни было, а основания так считать у президента были.
Примечательно, что голосование по рынку земли и визит МВФ совпали с громким интервью Коломойского американскому изданию The New York Times, общий смысл которого можно понимать как попытку сказать американцам, что Коломойский может в Украине все и не считаться с ним непозволительно никому ни в Киеве, ни в Вашингтоне. Демонстрация возможности заблокировать голосование по рынку земли вписывается в такую позицию Коломойского идеально.
В то же время по доброй украинской традиции дискуссии в Раде вокруг рынка земли сопровождались достаточно внушительными митингами под стенами парламента. Туда протестующие даже притянули мертвую свинью в гробу, символизирующую смерть украинского животноводства в случае открытия рынка земли.
Ну а в Раде тем временем освистывали депутатов, выступавших в поддержку законопроекта, а нардепы от ОПЗЖ даже попытались не пустить на трибуну министра экономики Тимофея Милованова. Правда, до драки дело так и не дошло, Илья Кива, хоть и пришел в парламент без пиджака и галстука, ограничился тем, что грозно стоял возле трибуны, злобно тараща глаза на выступающего Милованова. Дав выступить Милованову, депутаты от ОПЗЖ все же трибуну заблокировали, что, правда, не помешало их оппонентам выступать с места и провести успешное голосование.
В результате за законопроект в первом чтении отдали свои голоса 240 народных депутатов. "Слуга народа" дала 227 голосов, еще 13 добавили внефракционные. При этом в "Слуге народа" не проголосовали депутаты, связанные с Ильей Павлюком, а вот депутаты от группы Коломойского все же голосовали за.
Казалось бы, на Банковой можно вздохнуть с облегчением, но 227 голосов от монобольшинства, насчитывающего 254 мандата, — это крайне шаткий результат, который показывает, что Зеленскому пока удается с большим трудом контролировать свою фракцию, но не факт, что это будет получаться завтра. А еще очевидно, что без группы Коломойского обеспечить нужное голосование монобольшинству пока почти невозможно.
Депутаты Коломойского, те что в "Слуге народа", хоть и проголосовали за законопроект, но это, во-первых, может быть результатом неких тайных договоренностей и власти придется чем-то расплачиваться с олигархом, а во-вторых, вся борьба вокруг рынка земли может быть лишь демонстрацией Коломойским своих возможностей. Ведь голосование в первом чтении еще ничего не означает, война за землю во втором чтении обещает быть еще более ожесточенной, отступать Зеленскому будет уже совсем некуда, а Коломойский подходит к этой битве в качестве человека, без которого президент не может контролировать парламент.