• USD 42
  • EUR 43.4
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Долгая война. Почему украинцы уже недовольны властью, но еще любят Зеленского

Общественная оценка президента может оставаться высокой все время, пока идет война

володимир зеленський
Реклама на dsnews.ua

С конца прошлого года победа в войне стала не ближе, а дальше. Об этом сдвиге в социальной психологии украинцев сообщил 29 августа Институт социологии Национальной академии наук Украины. Он каждые полгода проводит мониторинг общественных настроений и сейчас поделился результатами нового соцопроса (сбор данных по его заказу выполнил КМИС).

Сразу уточним: опрос проводился во второй половине июня. Вопросов было много, и авторы мониторинга потратили два месяца на то, чтобы основательно проанализировать ответы, сравнить их с предыдущими опросами и выявить тенденции.

Одна из важнейших и надежно зафиксированных тенденций — украинцы уже не ждут быстрой победы. По сравнению с декабрем 2022 года доля тех, кто считает, что пройдет больше года, прежде чем окончится война, выросла с 26 до 42%. И сейчас это доминирующая оценка. В декабре прошлого года доминировало более оптимистичное ожидание — что война окончится в срок от полугода до года. Тогда этот вариант сочла наиболее вероятным половина (49,6%) респондентов, а в июне нынешнего года — только треть (34,3%). Доля супероптимистов, которые надеются, что война окончится через несколько месяцев или раньше, сократилась с 15,4 до 10,9%.

Сейчас, по прошествии двух месяцев, вряд ли добавилось оснований для более оптимистичных прогнозов. Скорее наоборот, победа стала видеться еще дальше — где-то к концу следующего года.

Пусть долго, но — до полной победы

Конечно, такой сдвиг в социальной психологии не мог остаться без последствий. Например, существовала опасность, что украинцы разуверятся в победе и захотят мира на любых условиях. Именно на это рассчитывали Кремль и авторы всяких инициатив о замораживании войны.

Но украинцы проявили недюжинное упрямство. "Возвращение всех территорий в границах 1991 года", — заявили 83,5% респондентов, отвечая на вопрос "Что будет достаточно для победы Украины в войне, кроме полного прекращения атак России?"

Реклама на dsnews.ua

Все остальные варианты суммарно набрали менее 11%. В частности, 4,1% согласны считать победой возвращение всех или большинства территорий, оккупированных после 24.02.2022. Кроме того, 3,7% готовы согласиться на возвращение всех территорий, кроме Крыма, 1,5% — на возвращение всех территорий, кроме Донбасса. И лишь 1,6% предлагают считать победой удержание той территории, которую Украина контролирует сейчас.

Хотя победа в войне стала дальше, но украинцы сохраняют большие надежды на лучшую жизнь. И это не инфантильные ожидания чуда от кого-то. Нет, украинцы именно после начала большой войны, удивившись сами себе, поверили в себя.

До 24.02.2022 украинцы в себя не верили и больших надежд не имели. В ноябре 2021 года, отвечая на вопрос "Что Вы думаете о будущем Украины?", 35% прогнозировали, что ситуация будет ухудшаться, и только 13,2% — что она будет улучшаться. Но уже первые три месяца большой войны все изменили. В июне 2022 года 76,1% респондентов заявили, что ожидают улучшения ситуации (и только 6,8% — ухудшения). В декабре 2022 года — практически те же цифры: 76,2% ожидают улучшения (7,7% — ухудшения). В июне 2023 года — 66,1% прогнозируют улучшение (10,8% — ухудшение). То есть уверенность в себе немного ослабла, но остается гораздо более крепкой, чем до 24.02.2022.

Еще один пример — динамика гражданской идентичности. На вопрос "Кем Вы себя прежде всего считаете?" в ноябре 2021 года ответили "гражданином Украины" 62,6% респондентов. В июле 2022 года, через четыре месяца большой войны, их доля выросла до рекордных за все годы независимости 84,6%. В декабре 2022 года она уменьшилась, но немного — до 79,7%, и через полгода осталась практически на том же уровне — 79,5%.

Доля тех, кто считает себя прежде всего жителем своего села, района или города, за полтора года сократилась с 20,8 до 7,4%, жителем своего региона — с 5,6 до 2,5%, гражданином бывшего СССР — с 2,8 до 1,1%. "На данный момент гражданская идентичность является доминирующей среди всех социально-демографических, политических и религиозных групп в стране", — отмечает руководитель мониторинга, заместитель директора Института социологии НАНУ Сергей Дембицкий.

Как окончилось "не на часі"

Тем не менее, есть один показатель, по которому за полгода произошло глубокое падение. Это — оценка эффективности украинского государства. Респондентам предлагали три варианта ответов: центральные органы власти (ЦОВ) справляются почти со всеми своими обязанностями; частично справляются; почти не справляются.

В мае 2022 года украинцы дали власти максимальный кредит доверия: 53,7% ответили, что ЦОВ почти справляются, а вариант "почти не справляются" выбрали лишь 3,8%. Это означает, что на каждого недовольного властью приходилось 14 довольных. И это имело важное проявление в общественной нетерпимости к критике власти. Господствовал лозунг "не на часі".

К декабрю 2022 года ситуация изменилась, но не сильно. 41% сказали, что ЦОВ почти справляются, а противоположное мнение высказали 9,3%. На каждого недовольного властью приходилось четыре-пять довольных. Это хоть и не 14 против одного, но тоже вполне достаточно для буллинга недовольных.

Однако прошло еще полгода — и процент довольных упал до 20, а недовольных — наоборот, вырос до 18,3. То есть силы практически выровнялись, на каждого недовольного есть лишь один довольный. Точнее, это было в июне, а сейчас ситуация может быть еще хуже для власти.

Куда все идет? Для ориентира приведем цифры по состоянию на ноябрь 2021 года. Тогда лишь 5,2% считали, что ЦОВ почти справляются, а противоположный вариант выбрали 44,2%. На каждого довольного было восемь-девять недовольных. Вот в этом направлении все и идет, вопрос только в том, с какой скоростью.

Как отмечает Сергей Дембицкий, резкому падению количества положительных оценок "способствуют системные негативные события, связанные с представителями власти". Также он высказывает надежду, "что ядро ценностного восприятия украинского государства не будет системно размываться неудачными действиями власти".

За последние два месяца число подобных "негативных событий" и "неудачных действий власти" умножилось. И каждый новый коррупционный скандал, любое странное во время войны расходование бюджетных средств, конечно, усиливает недовольство в обществе.

Впрочем, это влияние негатива не стоит преувеличивать, тем более в условиях отсутствия в телеэфире оппозиционных каналов. В качестве контрпримера приведем оценки экономической ситуации. В ноябре 2021 года резко негативные оценки давали 58% респондентов, а резко позитивные — лишь 3,8%. Однако после начала большой войны оценки заметно улучшились: в декабре 2022 года процент резко негативных упал до 27,8, а резко позитивных — вырос до 18,4. В июне 2023-го экономические оценки ухудшились, но несильно: 29,4% резко негативных против 13,9% резко позитивных.

Конечно, если говорить объективно, то сейчас ситуация в экономике гораздо хуже, чем до 24.02.2022. Но люди рассказывают, что сейчас лучше, причем заметно лучше: доля резко негативных оценок уменьшилась вдвое (с 58 до 29,4%). Этот парадоксальный результат — прямое следствие того, что экономические проблемы отошли на второй план по сравнению с войной, ежедневными обстрелами и задачей физического выживания. Ну и еще мы видим эффект специфической подачи информации на телемарафоне.

Но есть один факт, который видят все украинцы, независимо от того, смотрят ли они телемарафон. Это — тот факт, что война продолжается и конец ее не становится ближе.

Летом-осенью прошлого года представители власти регулярно выступали с прогнозами скорой победы. Если бы сбылось все то, что они анонсировали, то мы бы уже давно отпраздновали победу. Завышенные ожидания всегда имеют негативную отдачу. И это тоже могло внести свой вклад в усиление общественного недовольства властью.

Парадокс Зеленского

На этом фоне парадоксально выглядят рекордно высокие оценки деятельности Владимира Зеленского на посту президента. Институт социологии НАНУ приводит такой средний балл по 10-балльной шкале (от 1 до 10 баллов): 2020 год — 4,4 балла, 2021 год — 3,7 балла, 2023 год — 7,8. У Леонида Кучмы максимальным результатом было 4 балла, у Виктора Ющенко — 5,6, у Януковича — 5,1, у Петра Порошенко — 4,7, а у Зеленского сейчас — 7,8. Вопреки резкому росту недовольства центральными органами власти на Зеленского это не распространяется.

Это выглядит еще более парадоксальным, если посмотреть на другие цифры того же мониторинга. "Есть ли сегодня в Украине политические лидеры, которые могли бы эффективно управлять страной?" — на этот вопрос в ноябре 2021 года ответили "да" только 25,7%, а 44,2% сказали "нет". И это было неудивительно, поскольку Зеленского тогда оценивали на 3,7 балла из 10 возможных. В декабре прошлого года число ответов "да" подскочило до 60,2% ("нет" — упало до 9,2%). Однако через полгода оно заметно сократилось — до 43,6% (а число ответов "нет" выросло до 16,9%). И вот это как-то слабо вяжется с заоблачно высокой оценкой Зеленского в 7,8 балла из 10.

Разгадка парадокса, по-видимому, в том, что Зеленский сейчас и не рассматривается украинцами как политический лидер. Он сейчас в первую очередь верховный главнокомандующий. И сам он именно в этом амплуа выступает: проводит заседания ставки верховного главнокомандующего и СНБО, выбивает из западных партнеров оружие для Украины и т.п.

Тут неправильно проводить аналогию с российской традицией "царь хороший — бояре плохие". У нас эта традиция не работает, и доказательство тому — те несчастные 3,7 балла из 10, которые имел Зеленский перед началом большой войны. В том-то и дело, что Зеленский сейчас, в глазах народа, не царствует, а воюет. И давать ему плохую оценку у подавляющего большинства украинцев рука не поднимается. Он обещает воевать до полного освобождения всей территории, доказывает это своей деятельностью — и украинцы его в этом твердо поддерживают, отсюда и рекордные 7,8 балла.

Недовольство народа центральными органами власти могло бы перекинуться и на Зеленского, но он регулярно предпринимает упреждающие меры. Например, анонсирует очистку государственных институтов, обещает приравнять коррупцию к госизмене и т.д. Если недовольство народа будет расти, вероятно, Зеленскому придется прибегнуть к каким-то более масштабным действиям. Например, он может пожертвовать министром обороны или даже всем правительством сразу, переформатировать парламентское большинство или, в совсем уж крайнем случае, почистить свой офис.

Поэтому совсем не обязательно, что общественная оценка Зеленского будет падать вслед за оценкой ЦОВ. Она может оставаться весьма высокой все время, пока идет война.

Но это не дает никакой гарантии, что такая оценка сохранится и после войны. А главным испытанием для Зеленского станет возвращение к амплуа политического лидера. 

    Реклама на dsnews.ua