Война в ГПУ: Зачем Горбатюк выставляет себя жертвой Луценко
Вчера Генеральный прокурор Юрий Луценко подписал приказ об организационных изменениях в структуре и штатном расписании управляемого им ведомства. Приказом ликвидированы 4 самостоятельных структурных подразделения, среди которых и Департамент специальных расследований, которым с лета 2014 года руководит Сергей Горбатюк. Взамен образовано Управление специальных расследований как самостоятельное структурное подразделение с той же штатной численностью, что и одноименное управления в составе бывшего Департамента специальных расследований. Основание для реорганизации - разграничение структурных подразделений, которые осуществляют досудебное расследование и процессуальное руководство досудебным расследованием, пишет "ДС" со ссылкой на Depo.ua.
Событие, которое в другой стране прошло бы абсолютно незамеченным, у нас вызвало бурю обвинений в адрес генпрокурора. Мол, поднял руку на святое, ликвидировал департамент, который занимается расследованием дел Майдана.
Как позже пояснила пресс-секретарь Луценко Лариса Сарган, люди, которые занимали должности в ликвидируемых структурах, займут соответствующие должности в новообразованных. В том числе и Горбатюк, который теперь вместо департамента будет возглавлять управление. То есть, изменилась только вывеска, и об измене кричать поспешили.
Впрочем, поздно вечером появился комментарий Горбатюка в одном из СМИ. Он считает ликвидацию своего департамента безосновательной. "Никакой оптимизации и улучшения - исключительно попытки устранить от принятия решений в уголовных процессах, которые руководство хочет угробить", - отметил прокурор. И добавил, что должность ему еще не предлагали. Таким образом, он еще больше подогрел конфликт, который давно длится между ним и Луценко. Горбатюк неоднократно обвинял генпрокурора в том, что тот мешает ему эффективно работать. Последний раз - совсем недавно. Стоит упомянуть также и о комментарии Горбатюка западным СМИ относительно расследования "дела Манафорта" в Украине, которое ему "тормозят".
Здесь стоит вспомнить еще один инцидент. 6 июля в Департамент спецрасследований пришла проверка, от которой начальник подразделения ГПУ отказался. Он требовал у проверяющих документы, что именно они собираются проверять. В пресс-службе Генпрокуратуры объяснили: проверка была плановой, Горбатюк о ней знал.Такое впечатление, что под одной крышей сосуществуют ожесточенные враги. Ситуация осложняется еще и тем, что Луценко не намерен увольнять Горбатюка, а тот, в свою очередь, также увольняться не хочет. При этом, кажется, как руководитель департамента и вероятный глава новообразованного управления Горбатюк, так и генпрокурор Луценко тратят больше энергии не на расследование тех же дел Майдана, а на войну.
Иногда эта война доходит до абсурда, как случилось с запретом строить музей Революции достоинства на том основании, что Департамент спецрасследований до сих пор проводит на этой территории следственные эксперименты. Какие именно? На днях Горбатюк сообщил: на верхних этажах гостиницы "Украина" обнаружили пули. И тут же снял с себя подозрение в затягивании следствия: "У нас в стране такая проблема, что очень долго проводят экспертизы. Некоторые больше, чем два года не могут завершить". То есть для того, чтобы тщательно обследовать здание отеля, из которого якобы велась стрельба по участникам событий февраля 2014 года, понадобилось более четырех лет!
Это первый момент, а второй – история с задержанием в апреле этого года активиста Майдана Ивана Бубенчика, который заявлял, что прицельно стрелял по силовикам и даже двух убил. Инициатива задержать болтливого львовянина исходила именно от департамента Горбатюка. Тогда эксперты обратили внимание на два нюанса: первый – "явку с повинной" Бубенчик сделал еще в феврале 2016-го в документальном фильме "Пленники", и у следователей, которые расследуют дела Майдана, было много времени, чтобы выяснить, говорит этот человек правду или врет. Другой нюанс – предполагали, что Горбатюк мог сделать "ход Бубенчиком", чтобы испытать нервы Луценко и выставить того в качестве преследователя "героя Майдана". Потому что все имиджевые потери Генпрокуратуры непосредственно касаются ее руководителя, о пакостях подчиненных обычно не вспоминают. Но и Луценко, в то же время сменив прокуроров по делу Бубенчика, нанеся этим удар Горбатюку, напомнил о том, как он приезжал на суд к "Бате" Лихолиту в 2016-м и практически освободил того. Многим такое поведение не нравится, поскольку создается впечатление, что у нас правосудие превращается в прихоть генпрокурора.
Впрочем, не исключено, что и с запретом воздвигать музей было нечто подобное. То решение быстро отменили, однако в новостных лентах сообщалось: Генпрокуратура запретила строить музей Революции достоинства.
Но вернемся к реорганизации в ГПУ. Если новообразованное управление возглавит нынешний руководитель Департамента спецрасследований, конфликт в ведомстве будет лишь усиливаться. О том, что от этого будет страдать результат, видимо, говорить уже не нужно, ведь результатов по делам Майдана мало кто ожидает. Но учитывая образ "жертвы Луценко" (Яремы, Шокина), который создает вокруг себя Горбатюк, в чем ему помогают некоторые политики и общественные активисты, вполне вероятно, что мы увидим этого прокурора не в зале суда в качестве обвинителя по делу о расстрелах на Майдане, а в предвыборных списках какой-либо оппозиционной партии. Можно только представить, какие версии о событиях зимы 2014-го он может рассказать избирателям.
Впрочем, в нынешней ситуации, которая сложилась в ГПУ, виноваты как Горбатюк, так и Луценко. Потому что вместо результатов в важных для общества делах мы видим скандалы. Все успехи - исключительно на словах. И никто не хочет идти на уступки ради результата. А победить в этой войне вряд ли кому удастся. Пока она будет продолжаться, мы и дальше будем только разочаровываться в следователях и ГПУ.