А если Трамп? Как Украина и ЕС будут воевать с Путиным без США

До президентских выборов в США осталось еще более полутора лет. Но они уже влияют на перспективы войны

AFP/Getty Images

Вряд ли нужно доказывать, что Путин рассчитывает на выигрыш Дональда Трампа, который обещает завершить войну в Украине за 24 часа. Можно спорить о шансах Трампа вернуться в Белый дом, но в любом случае этот вариант нельзя сбрасывать со счетов.

"Если они перестанут нам помогать, мы не победим"

Неудивительно, что эта тема была поднята в интервью, которое дал Владимир Зеленский крупнейшему американскому информагентству Associated Press. Разговор состоялся 28 марта в поезде, которым Зеленский возвращался из Сум в Киев.

Как пишет AP, Зеленский хорошо понимает, что успех его страны в значительной степени обусловлен международной военной поддержкой, особенно из США и Западной Европы. Но некоторые в США, включая Дональда Трампа, бывшего американского президента и нынешнего кандидата на выборах 2024 года, задаются вопросом, должен ли Вашингтон продолжать предоставлять Украине военную помощь на миллиарды долларов. Зеленский не назвал имена Трампа или каких-либо других политиков-республиканцев — фигур, с которыми ему, возможно, придется иметь дело, если они победят на выборах 2024 года. Но он выразил опасение, что на войну может повлиять изменение политических сил в Вашингтоне. "США действительно понимают, что если они перестанут нам помогать, мы не победим", — заявил он в интервью.

Также Зеленский в который раз акцентировал на необходимости увеличения американской военной помощи и отметил, что часть обещанного оружия еще не доставлена. "У нас есть отличные решения по "Патриотам", но на самом деле их у нас нет", — сказал он, имея в виду зенитно-ракетные комплексы американского производства. Украинские военные с января проходят обучение в США по использованию системы Patriot, но она еще не развернута в Украине. Украине нужно 20 батарей Patriot для защиты от российских ракет, и даже этого может быть недостаточно, "поскольку ни одна страна в мире не была атакована таким количеством баллистических ракет", — сказал Зеленский. Он также повторил свой давний запрос на истребители, сказав, что "у нас все еще нет ничего, что касается современных боевых самолетов".

Понятно, что все это рассчитано именно на американскую аудиторию. На Банковой считают необходимым накручивать союзников и нагнетать, чтобы нам давали всего побольше и побыстрее. Фраза о том, что без помощи США мы не победим, подчинена той же задаче.

Если же говорить о реальной картине, то в ней, конечно, важна не только перспектива победы Трампа на выборах 5 ноября 2024 г. Есть и более приятные тенденции, которые наблюдаются уже сейчас.

"Поддержка Украины продлится еще несколько лет"

Примером может служить Германия, которая стала главным источником наращивания европейской военной помощи Украине. На днях в немецкие медиа попало электронное письмо парламентского госсекретаря министерства финансов Флориана Тонкара бюджетному комитету Бундестага.

"Ожидается, что поддержка Украины продлится еще несколько лет", — говорится в письме. Для "устойчивого оснащения украинских вооруженных сил, основанного на потребностях", от противовоздушной обороны до бронированных гусеничных машин и боеприпасов, необходимо немедленно заключить многочисленные контракты на закупку, "которые также устанавливают платежные обязательства на будущие бюджетные годы".

Сейчас в немецком бюджете, округленно, запланировано 2 млрд евро для военной помощи Украине на текущий год и 1 млрд на следующий год, суммарно 3 млрд. А в письме предлагается увеличить эту сумму до 15 млрд, добавив 3 млрд в текущем году и 9 млрд в ближайшие годы. На этом, по словам Тонкара, настаивают министерства обороны и иностранных дел Германии.

Эти планы имеют высокие шансы на реализацию, поскольку в Бундестаге существует межпартийное большинство в вопросе поддержки Украины. Тут совпадают позиции правящей коалиции (социал-демократов, зеленых и свободных демократов) и крупнейшей оппозиционной силы ХДС/ХСС. И можно надеяться, что эта поддержка сохранится, как минимум, до следующих парламентских выборов, которые пройдут через два с половиной года.

Также есть обнадеживающие сигналы из двух других крупнейших стран Евросоюза — Франции и Италии, которые тоже наращивают объемы помощи Украине. Их совместным вкладом в нашу оборону должен стать зенитно-ракетный комплекс SAMP/T стоимостью 700 млн евро. Кроме того, в январе две страны договорились о совместном заказе 700 ракет Aster-30 стоимостью 2 млрд евро для ЗРК SAMP/T, который будет передан Украине.

Министр обороны Франции Себастьян Лекорню заявил в интервью Le Figaro 27 марта, что SAMP/T прибудет в Киев в ближайшие дни. Также он сообщил, что прорабатывает с премьер-министром Элизабет Борн пополнение фонда поддержки Украины. На этом, подчеркнул министр, настаивает президентское большинство в Национальном собрании. Заложенные в этот фонд 200 млн евро уже исчерпались. Украина использовала их для покупки вооружений у французских производителей.

Напомним также, что 20 марта совет ЕС утвердил документ под названием "Ускорение доставки и совместных закупок боеприпасов для Украины". Цель его — предоставить Украине 1 млн артиллерийских снарядов в течение 12 месяцев. Стоимость плана составляет 2 млрд евро: по 1 млрд на снаряды из своих запасов и на совместные закупки. Совет ЕС призвал государства-члены "срочно доставить Украине боеприпасы и, если потребуется, ракеты", а также "совместно закупить 155-мм боеприпасы и, при необходимости, ракеты для Украины как можно быстрее до 30 сентября 2023 года у европейской оборонной промышленности (и Норвегии)".

Недавно министр обороны Украины Алексей Резников сообщал, что Украина в среднем использует в месяц 110 тысяч боеприпасов калибра 155 мм. Отсюда видно, что миллион снарядов за год — это очень весомый вклад в нашу победу.

Смена европейской парадигмы

Эта картина разительно отличается от той, которая наблюдалась в первые месяцы полномасштабного российского вторжения в Украину. Год назад, да и полгода назад, львиная доля всей военной помощи нашей стране приходилась на США. Из Евросоюза к нам шла прежде всего финансовая и гуманитарная помощь (и это очень помогло нам выстоять зимой), но по размерам военной помощи европейцы сильно уступали американцам. Впрочем, можно было видеть в этом и своего рода плюс. Весной и летом прошлого года были сильны опасения, что ЕС может попытаться нас принудить к перемирию и компромиссу с Путиным, но в плане военной помощи мы от ЕС зависели слабо, поэтому могли спокойно игнорировать любые европейские пожелания.

Однако за год европейская парадигма изменилась. Произошло это одновременно с радикальным уменьшением зависимости Германии и ЕС в целом от российских газа и нефти. Прошлым летом главной заботой ЕС было, как пережить зиму. И опасения на этот счет сильно коррелировали с желанием подтолкнуть нас к миру на условиях РФ. Но Евросоюз с честью вышел из испытания — и у него уже нет прежнего страха ни перед зимой, ни перед Россией.

В то же время появилось понимание, что война — это надолго. И что проблема не в том, как подтолкнуть Украину к компромиссу, а в том, как нанести России поражение, чтобы она больше никому не могла угрожать. Этому пониманию сильно помогли Путин и его подельники своими регулярными угрозами в адрес западных стран.

В результате, если год назад без военной помощи США нам было бы крайне трудно, то сейчас пропорция между США и ЕС выравнивается. Если все начнут брать пример с немцев, то, возможно, даже избрание Трампа не станет для нас полным апокалипсисом.

Кстати, в Евросоюзе тоже понимают, что власть в Вашингтоне может поменяться. И это тоже подталкивает страны ЕС думать о своей безопасности.

Президент Франции Эммануэль Макрон еще в июне прошлого года объявил о необходимости перехода к "военной экономике". В феврале он заявил о необходимости ускорить этот переход, а 28 марта провел совещание на эту тему с девятью руководителями крупнейших французских компаний оборонной промышленности: Airbus, Dassault Aviation, Naval Group, Nexter, Thales и др.

О том, что экономике Евросоюза требуется переход на военные рельсы, в январе в интервью медиагруппе Funke заявил лидер фракции Европейской народной партии — крупнейшей фракции в Европарламенте — немец Манфред Вебер. В начале марта о том же заявил еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка француз Тьерри Бретон. "Я считаю, что пришло время, чтобы европейская оборонная промышленность перешла к модели экономики военного времени, чтобы удовлетворить наши потребности в оборонном производстве", — сказал он в интервью Financial Times.

Будем надеяться, что европейцы поскорее проникнутся этой необходимостью. Ради своей собственной безопасности. Тогда и мы получим больше вооружений европейского производства.