Воскрешение "Беркута". Чем Филатов напоминает Лободу
"Зрада" получилась почти эталонная - городской голова назначил главой муниципальной полиции экс-командира "Беркута" времен Евромайдана Андрея Ткаченко.
Причем, об этом кадровом решении Филатов сообщил общественности сам, не дожидаясь пока "зраду" заметят гражданские активисты. Сыграл, так сказать на опережение. Логику этого кадрового решения Борис Альбертович пояснил вполне доходчиво, дескать Ткаченко профессионал, а "сложное время требует сложных решений".
Что же касается этической стороны вопроса, то тут Филатов, хоть и пообещал не оправдываться, но тут же оправдался, заметив, что к преступлениям против митингующих Ткаченко не причастен, более того, он и подчиненных своих не бросил, когда начальство МВД сбежало из Киева, и "остановил непоправимое", когда на Майдане снайпер начал стрелять днепровских "беркутов" и ранил шесть человек. Да и уже после революции показал себя с самой лучшей стороны, обезопасив Днепр от диверсий и терактов, будучи на должности командира полка ППС.
"Это "realpolitik", господа хорошие, а она будет посложнее хрустальных иллюзий и соплей в фейсбуке.... Даже если из Тернополя и Торонто меня проклянут", - подытожил свой долгий пост Филатов.
Возмущение "зрадженых" таким решением понять не сложно - днепропетровский "Беркут" пользовался у майдановцев особенно дурной славой и об этом за три года никто не забыл. Что касается персонально Андрея Ткаченко, то он, по словам некоторых очевидцев, почти все время Революции находился вместе со своими подчиненными на переднем краю противостояния с митингующими и даже пострадал от их рук, в одном из столкновений ему, якобы, сломали брусчаткой палец на ноге.
А вот вопрос, может ли после всего этого Ткаченко возглавлять реформированную муниципальную полицию, далеко не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Дело ведь не только в Ткаченко, большинство бойцов расформированного "Беркута" (разумеется, кроме сбежавших в Россию и попавших под суд) в том или ином качестве продолжают служить в правоохранительных органах, многие даже прошли АТО, плечом к плечу с бывшими майдановцами и зарекомендовали себя не с самой худшей стороны. Так что тотальной люстрации "Беркута", которой многие хотели, не произошло. Да никто, собственно, ее и не пытался осуществить. Тем не менее "зрады" вокруг бойцов бывшего спецподразделения МВД периодически возникают и будут возникать. По одной простой причине - украинское общество так и не получило внятных результатов расследования деятельности "Беркута" во время Майдана, как не получило и четких критериев, что из содеянного "Беркутом" можно считать преступлением, а что нет.
Разумеется, подобных вопросов не возникает относительно тех бойцов, которые причастны к расстрелу майдановцев и откровенно брутальным избиениям и издевательствам. А что делать с сотнями других, которые били протестующих дубинками и ногами, забрасывали коктейлями Молотова и камнями, задерживали и отвозили в суды? Считать их преступниками, которые выполняли заведомо преступные приказы или жертвами обстоятельств, людьми, которые в силу специфики профессии не по своей воле оказались на противоположной стороне баррикады? Ответа на этот вопрос украинское общество еще не сформулировало и уже, наверное, никогда не сформулирует.
Сразу после победы Майдана можно было бы объявить "врагами отечества" всех, кто носил форму "Беркута", но этого не произошло и это, наверное, к лучшему. А вот четко отделить, тех, кто должен быть наказан за свое "беркутское" прошлое, от тех, кто ни в чем не виноват, мы так и не смогли. Поэтому "зрады" вокруг бывших "беркутовцев" будут продолжаться еще долго.
Что же касается собственно мэра Филатова, то тут настораживает другое. Допустимо или нет назначение Ткаченко на ту должность, на которую он назначен должны решать компетентные органы. Если суд не вынес вердикт, что Ткаченко преступник, то он имеет те же права, что и остальные граждане, и назначая его Филатов пребывает в своем праве. Другое дело, что в этом назначении (равно как и в назначении своим заместителем оппоблоковки Сфетланы Епифанцевой) и особенно в риторике, это назначение сопровождающей, прослеживается некое заигрывание с ватным днепровским электоратом, и попытка поставить себя в роли этакого "миротворца", находящегося над схваткой. Почти как Светлана Лобода или Ани Лорак.
И тут для Филатова-мэра кроится главный риск. Очень часто попытка понравиться всем для наших политиков заканчивается абсолютно противоположным результатом. Ну а "зрадой" с назначением Ткаченко не преминут воспользоваться его недоброжелатели, включая и Игоря Коломойского, с которым у Филатова в последнее время весьма натянутые отношения.