Вопреки Трампу. Чего ждать Украине от Камалы Харрис
По большому счету, 5 ноября американцы выберут не только президента США. Одновременно они выберут, продолжать ли помогать Украине
Опросы американцев свидетельствуют о равных шансах Дональда Трампа и Камалы Харрис. Именно эта пара стала основной для социологов после 21 июля, когда Джо Байден объявил, что не будет баллотироваться на второй срок. Сайт RealClearPolitics на основе 10 опросов, проведенных с 22 по 31 июля, подсчитал, что 47,7% за Трампа и 46,5% за Харрис. Разброс в 1,2% лежит в пределах статистической погрешности.
Не исключено, что подобную картину мы будем видеть вплоть до дня выборов 5 ноября. "ДС" уже анализировала, как хочет использовать Украину Трамп. Теперь обсудим, чего ждать Украине в случае победы Харрис.
Тут именно тот случай, когда есть две новости: хорошая и плохая. Начнем с хорошей.
Кампания "прокурор против преступника"
Камала Харрис уже выбрала стиль своей кампании. Это очень важный момент, который может быть и решающим.
Наверное, в пользу Харрис играет возраст: Трампу 78 лет, а ей в октябре исполнится 60. Но Трампу легче: он — белый мужчина, а она — небелая женщина.
Поэтому Камале был необходим резкий и притом привлекательный контраст с Дональдом. И она его нашла. Она будет играть с Дональдом в ролевую игру "прокурор Харрис против преступника Трампа".
И чтобы Дональд не сомневался в том, какая роль ему предназначена, Камала сама об этом объявила.
"Как многие из вас знают, до того, как меня избрали вице-президентом, до того, как меня избрали сенатором США, я была генеральным прокурором, а до того — окружным прокурором. А до того я была прокурором в зале суда, — рассказала она 31 июля на политическом мероприятии в Хьюстоне. — Итак, в этих ролях я бралась за преступников всех типов: хищников, которые надругались над женщинами; мошенников, которые обманывали потребителей; обманщиков, которые нарушали правила ради личной выгоды. Так что, услышьте меня, когда я говорю: я знаю тип Дональда Трампа. На самом деле, я имела дело с такими людьми всю свою карьеру".
Впрочем, сейчас, на президентских выборах, Харрис видит свою роль не в том, чтобы покарать Трампа, а в том, чтобы защитить от него Америку.
"Дональд Трамп открыто поклялся, что в случае переизбрания он станет диктатором с первого дня, что он превратит Министерство юстиции в оружие против своих политических врагов, что он соберет мирных протестующих и вышвырнет их из нашей страны и даже, цитирую, "отменит" Конституцию Соединенных Штатов. Итак, давайте выразимся предельно ясно: тот, кто предложил отменить Конституцию Соединенных Штатов, никогда больше не должен иметь возможности стоять с печатью президента Соединенных Штатов. Никогда больше", — подчеркнула она. По ее мнению, на этих выборах будет решаться вопрос, "в какой стране мы хотим жить: в стране свободы, сострадания и верховенства закона или в стране хаоса, страха и ненависти?"
На каком месте Украина
Плохая новость заключается в том, что Украина для Харрис даже не на втором, а на третьем плане. По крайней мере, после 21 июля, когда Харрис стала главным соперником Трампа, в своих публичных выступлениях она не сказала об Украине ничего.
Конечно, можно надеяться, что это временная заминка: сейчас она еще не решила, какой линии придерживаться, потому и молчит. Но проблема в том, что украинская тема вообще не выгодна демократам. Причина очевидна: российские войска наступают, украинская власть ищет мирных переговоров при посредничестве Китая, и куда все это зайдет — непонятно.
К тому же США имеют множество внутренних проблем, которые для американцев стоят на первом плане. Практически по каждой из них демократы и республиканцы предлагают принципиально разные решения. И этих разногласий хватит, чтобы занять все внимание избирателей и медиа вплоть до 5 ноября.
Для Украины может просто не найтись места. А после выборов американцы удивятся: вы еще воюете? и как там у вас дела?
Но все же мы можем рассчитывать на Трампа и республиканцев. Им, в отличие от Харрис и демократов, украинская тема выгодна, поскольку ее можно использовать как яркий пример провала администрации Байдена — Харрис.
Трамп уже регулярно этим занимается, подчеркивая, что когда он был президентом, Россия ни на кого не нападала. По словам Трампа, Путин напал на Украину, потому что Байден — слабак.
Поэтому Харрис, скорее всего, не сможет избегать этой темы и будет вынуждена подготовить какой-то ответ, который контрастировал бы с тем, что говорит Трамп.
Чего ждать от Харрис
По большому счету, 5 ноября американцы выберут не только президента США. Одновременно они выберут, продолжать ли помогать Украине.
Если победит Трамп, то маловероятно, чтобы он последовал примеру Байдена и внес в Конгресс запрос на новые $60 млрд для Украины. Конечно, этим сразу же воспользуется Кремль, чтобы уже в ноябре-декабре (еще до инаугурации Трампа) добиться от Банковой максимальных уступок на переговорах при посредничестве Пекина.
Если же победит Харрис, тогда возможны варианты, в зависимости от соотношения сил в Конгрессе. Если демократам улыбнется удача и они получат большинство в обеих палатах, Харрис сможет сыграть в свою любимую ролевую игру "прокурор против преступника" на геополитической арене. И это то, чего точно нельзя ждать от Трампа.
25 июля Трамп рассказал Fox News о своем телефонном разговоре с Владимиром Зеленским 19 июля. "Президент Зеленский позвонил мне, и мы хорошо поговорили. И я сказал, что мы должны закончить эту войну. Вы столкнулись с военной машиной. Это то, что они [Россия] делают — они ведут войны. Они победили Гитлера. Они победили Наполеона. И весеннее наступление [Украины] так и не состоялось. И я сказал, что у русских миллионы мин и тысячи армейских танков. Я сказал, что мы должны закончить эту войну".
Взгляд Трампа простой и понятный: Россия — военная машина, поэтому Украина должна согласиться на условия Путина, чтобы не пришлось капитулировать. Таково жизненно кредо Трампа: слабый должен уступить сильному.
Можем ли мы надеяться на то, что у Харрис другое жизненное кредо? Наверное, да.
1 марта 2022 года, через неделю после полномасштабного вторжения в Украину российских войск, Харрис выступала на радиошоу The Morning Hustle. Ее попросили объяснить "простыми словами для людей, которые не понимают, что происходит".
И вице-президент объяснила, словно детям: "Россия решила вторгнуться в меньшую страну под названием Украина. Так что, по сути, это неправильно. И это противоречит всему, за что мы выступаем… Россия вошла в Украину военным путем, без всякой причины, кроме как для того, чтобы использовать свою силу для захвата другой страны… И мы, как Америка, говорим, что это неправильно, и мы будем стоять на стороне Украины, говоря, что это неправильно… Мы знаем, что то, что делает Россия, неправильно. Когда дело доходит до того, что должно произойти, ну, должны быть серьезные последствия и ответственность, и именно поэтому вы слышите в новостях, что мы говорим о санкциях, которые, по сути, заставляют Россию платить финансовые издержки до такой степени, что мы можем оказать реальное влияние, нанести реальный ущерб их экономике как наказание за их плохое поведение, которое приводит к потере невинных жизней".
Как видим, у Харрис совсем другая позиция: сильный, напавший на слабого, должен быть наказан. Это вполне вписывается в ее роль, которую она играла всю жизнь: "прокурор против преступника".
Полтора месяца назад, 15 июня на саммите мира в Швейцарии, вице-президент США подчеркнула, что Путин напал не только на Украину, а на весь мировой порядок. "Агрессия России — это не только нападение на жизнь и свободу народа Украины, это не только нападение на глобальную продовольственную безопасность и энергопоставки. Агрессия России — это также нападение на международные правила, нормы и принципы, воплощенные в Уставе ООН", — заявила Харрис.
Свою речь она закончила словами о том, что мировой порядок, на который напал Путин, нужно защитить: "Для президента Джо Байдена и меня одной из наших определяющих миссий является поддержание международного порядка, основанного на правилах, его защита, укрепление и продвижение. И, без сомнения, это должно быть приоритетом для всех нас".
Это то, на чем можем сыграть мы. Но для этого западные медиа должны ежедневно слышать от нашей власти заявления о том, что Путин — преступник, его нужно наказать, и необходимо защитить его жертв — Украину и мировой порядок.
Конечно, маловероятно, чтобы это подвигло Харрис на радикальные обещания типа значительного увеличения военной помощи Украине. Но она может озвучить намерение: "Будем увеличивать помощь Украине, пока Путин не испугается". А это как минимум усилило бы нашу позицию на переговорах.
В общем, ролевая игра у Харрис привлекательная и правильная. А подходит ли сама Камала на ту роль, которую она себе выбрала, это уже другой вопрос. Для нас он будет оставаться чисто гипотетическим, пока на него не ответят американцы 5 ноября.