Провокация Зеленского. Как президентский опрос после выборов затаскают по судам

Уже после 25 октября страна будет разбираться в том, было ли действо, придуманное Зеленским, нарушением запрета на агитацию в день выборов, и насколько нечистоплотной окажется схема его финансирования

Владимир Зеленский / Офис президента

В понедельник, 19 октября, в СМИ появились новые детали о формате проведения опроса Владимира Зеленского в день выборов, 25 октября. У избирательного участка будет стоять некий волонтер, который и будет опрашивать избирателей, выходящих с участка. При этом опрос якобы будет исключать любую агитацию и проводиться исключительно среди желающих путем заполнения анкет. У Зеленского должны позаботиться, чтобы каждый "волонтер" был одет в одежду, брендированную логотипом и названием опроса, а управлять процессом будут региональные и областные координаторы. Напоминает обычный соцопрос, но это только на первый взгляд.

Во-первых, сам факт проведения такого вопроса "от имени президента" уже можно считать агитацией за его же политическую партию, повсеместно участвующую в выборах. Кроме того, вопросы, как уже неоднократно отмечали СМИ и эксперты, составлены крайне манипулятивно, — то есть это тоже непрямая агитация в пользу "Слуги народа". Яркий пример, почему опросник – банальная политтехнология, цель которой – создать иллюзию контакта власти с народом, привела народный депутат от "ЕС" Ирина Геращенко: "73% украинцев дали Зеленскому большую власть и наняли его как слугу, чтобы он выполнял свои обязательства. У него есть право законодательной инициативы и, если он хочет пожизненное за коррупцию, — у него есть соответствующий аппарат. У него есть законопроект, у него есть монобольшинство, которое примет законопроект о коррупции".

Итак, получается, что в конечном итоге "пять важных вопросов о том, что мы обсуждаем на улице, на кухне и в интернете, о чем спорим с друзьями, родителями или таксистами, о том, что раньше у нас никогда не спрашивали" превращаются в симулякр взаимодействия Зе-власти с электоратом.

Конечно, на это не может не обратить внимание патриотическая оппозиция. В зависимости от степени раздражения Зе-властью активисты или просто пришедшие проголосовать сограждане будут либо лично препятствовать работе Зе-волонтеров, либо вызывать полицию — с требованием прекратить незаконную агитацию.

Жарче всего Зе-волонтерам, скорее всего, придется на Западной Украине. Трудно представить, чтобы, скажем, во Львове или в Тернополе они смогли простоять у участков больше 15 мин. без охраны полиции. Той самой, от которой будут требовать прекратить незаконную агитацию в день голосования. А в случае отказа полицейских это сделать — следующим шагом патриотов будут иски в суды на бездействие полиции.

Можно не сомневаться, что все подобные скандалы, а их стоит ожидать не одну сотню (в Украине свыше 32 тыс. избирательных участков), будут максимально широко распространяться в соцсетях и освещаться в СМИ. "Диалог президента с народом" имеет шансы получить 25 октября какое-то новое качество.

Кроме того, у Зеленского до сих пор темнят с механизмом финансирования опроса. Ранее гуляла информация, что он стал возможным благодаря таинственным меценатам, имена которых до сих пор не названы. Меценатов (если они таки дали деньги) понять можно: одно дело по-тихому помочь президенту, у которого потом можно будет так же по-тихому что-то попросить, и совсем другое — вляпаться в скандал с подкупом и коррупцией.

Не может Зе-власть использовать для проведения опроса деньги "Слуги народа", так как это будет агитацией в день выборов. Но и лично Зеленскому, даже при условии, что он обладает таким объемом легальных средств, нельзя заплатить за опрос — это будет финансированием агитации в день выборов.

С любым из этих кейсов хоть "Европейская солидарность", хоть любая другая партия может идти подавать иск в суд на президента и участников финансирования опроса.

Впрочем, по словам юристов, исходя из того, что известно сейчас об опросе, о коррупции пока речь не идет. "Определение коррупции регламентировано ст. 1 Закона Украины "О противодействии коррупции" — там четко установлено, что коррупция – это использование должностным лицом предоставленных ему полномочий или возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия такой выгоды или принятия обещания /предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание /предложение или предоставление неправомерной выгоды, или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей", — говорит адвокат, партнер АО ʼLitigation Group Марина Силина, добавляя, что, исходя из такого законодательного понимания коррупции, ни президент, ни другие должностные лица не получают при проведении всенародного опроса никакой неправомерной выгоды.

Вместе с тем с полным правом говорить о наличии или отсутствии коррупции можно будет уже после фактического проведения опроса и анализа механизмов и размеров его финансирования.

В целом нынешние во многом уникальные выборы уже после 25 октября могут обогатиться новыми неповторимыми деталями, например, количеством судебных разбирательств, в которых будет фигурировать лично Зеленский. Также можно ожидать впервые за много лет нелестных оценок о выборах со стороны европейских и заокеанских партнеров Украины. Некоторые "слуги" сегодня смело прогнозируют, что опрос таки будет иметь юридические последствия, несмотря на свою необязательность. Они могут — неожиданно для самих себя — оказаться правы.