Военный бюджет - 2020. Почему Минобороны игнорирует настоящие вызовы времени
Согласно информации бюджетной программы, обнародованной Министерством обороны, в 2020 г. планируется потратить 22 735 млн грн. Больше всего денег, как и ожидалось, пойдет на ВВТ (вооружение и военная техника), но не только, пишет Depo.
По направлениям средства распределены следующим образом:
- закупка и модернизация ВВТ - 11 113 млн;
- закупка военной техники по контрактам, заключенным под госгарантии, - 1 696 млн (из них 284,9 млн на уплату процентов по кредитам, привлеченным под госгарантии);
- проведение НИОКР - 1 216 млн;
- создание ЕАСУ ВСУ - 304,7 млн;
- создание информационной инфраструктуры МОУ - 50 млн;
- ремонт и модернизация фрегата "Гетман Сагайдачный" - 436 млн;
- обеспечение развития системы связи - 783,785 млн;
- закупка техники связи согласно заключенным контрактам под госгарантии - 278,732 млн (из них 39,2 млн на уплату процентов);
- капитальный ремонт (другие виды восстановительных работ) ВВТ - 4 003 млн;
- восстановление ВВТ по контрактам под госгарантии - 2 410 млн (из них 510 млн на уплату процентов);
- обеспечение охраны гостайны - 24,45 млн;
- создание производства боеприпасов на фондах Минобороны - 300 млн;
- погашение кредиторской задолженности - 118,719 млн.
Выполнение указанной бюджетной программы имеет целью достичь 100%-ного результата по таким направлениям, как ремонт и модернизация фрегата ВМС "Гетман Сагайдачный", готовность арсеналов к производству и сборке боеприпасов, принятие на вооружение разработанных образцов ВВТ и погашение кредиторской задолженности. Все это, конечно, не может не радовать.
Однако есть у этой бюджетной программе и ряд недостатков. В частности, переоснащение ВСУ цифровой системой связи в этом году будет профинансировано только на 56% от потребности, а вооружение и военная техника будут модернизированы лишь на 24% от потребности. И это, на самом деле, очень грустно.
Понятно, что на все и сразу денег не хватает и никогда не будет хватать - такие уж реалии современного мира, особенно в вечно кризисной Украине. Поэтому распределение имеющихся средств по потребностям - это всегда вопрос приоритетов. Нынешняя власть свои приоритеты уже расставила.
Например, возьмем Военно-морской флот.
Как не горько сознавать, но его у Украины до сих пор как такового нет. Собственно, флот всегда был болезненной темой для независимой Украины. Если до 2014 г. армия финансировалась по остаточному принципу, то флот - по остаточному принципу в армии. Это привело к тому, что на момент начала "крымского кризиса" в 2014-м ВМС Украины имели устаревшие лодки, которые вряд ли смогли бы вести серьезные боевые действия на море.
В итоге в Крыму Украина потеряла 75% своего Военно-морского флота, сохранив лишь сорок кораблей и судов, половина из которых морально устарели и требуют ремонта. Все это заставило украинскую власть взяться за разработку новой стратегии развития Военно-морских сил. В 2016 г. было объявлено о создании в Украине так называемого москитного флота по примеру Швеции.
Но если в предыдущие годы программа "москитного флота" еще так-сяк финансировалась, то в 2020-м, как видим из таблицы, планируется ремонт трех кораблей и не предусмотрена закупка ни одного нового. Зато мы получим капитально отремонтированный "Гетман Сагайдачный", который никогда участия в боевых действиях не принимал и принимать не будет.
Еще одна болезненная тема - военная боевая авиация.
Как известно, модельный ряд украинской боевой авиации по состоянию на сегодня представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы), бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц).
Однако все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2030 г., а учитывая время, необходимое на обучение как летного, так и технического состава, плюс поставки новых самолетов по контракту (с кем бы он ни был заключен), определяться с заменой нужно не позже 2020 г. То есть уже сейчас.
Но, как видно из той же таблицы, пока что никто этого не собирается делать. В 2020 г. предусмотрено лишь модернизировать авиатехнику по контрактам предыдущих лет (семь единиц), по контрактам текущего бюджетного периода (13 единиц) и модернизировать авиатехнику, которая будет поставлена в следующих бюджетных периодах (три единицы). Модернизировать - это значит продлить срок службы уже существующим летательным аппаратам, окончательный срок эксплуатации которых выйдет в 2030 г.
Итак, в этом году мы наблюдаем привычную картину: вместо того чтобы по-настоящему обновить парк боевой авиации, Украина занимается имитацией реформы, продолжая вкладывать деньги в сомнительное продление жизни советского металлолома, который с каждым годом все чаще отказывается летать.
И это только два наглядных примера сомнительной расстановки приоритетов. Аналогичная история наблюдается и с танками, когда вместо того чтобы выпускать новые и новые "Оплоты" отечественной разработки, которые признаны одними из лучших в мире, мы продолжаем "модернизировать" советское наследство, пытаясь заново вдохнуть жизнь в допотопные Т-64 и Т-72.