Военная связь. Почему Украина отказалась от турецкой Aselsan в пользу американской L3Harris
Уже поставленные турецкие станции будут переданы в части территориальной обороны, или фактически на списание, поскольку сегодняшняя тероборона — это больше фигура речи
В конце марта наше военное командование приняло, без сомнения, эпохальное решение — базовой телекоммуникационной платформой была назначена продукция американской компании L3Harris Technologies. Таким образом, закончилась история с попыткой турецкой фирмы Aselsan зайти на рынок военной связи Украины. Проанализируем, как наше военное командование пришло к этому решению.
Одной из многочисленных проблем, которые проявились в ходе активных боевых действий 2014-2015 гг., была устарелость радиосвязи вооруженных сил, причем на всех уровнях. Радиосети, построенные на советской технике 1970-х, фактически не работали, а основным средством связи стали мобильные телефоны. С тех пор одной из основных задач модернизации ВСУ стало внедрение связи цифрового формата.
Так как радиостанций нужно много — только по УКВ-радиостанциям потребность составляет порядка 100 тыс. единиц, а еще более интересным для бизнеса является их последующее обслуживание, то между поставщиками развернулась настоящая битва.
Первой в тяжелейший период войны стала компания Motorola, которая фактически под честное слово поставила в войска средства связи на $100 млн. Правда, ни о какой военной, а тем более кодированной связи речь на тот момент не шла — это были обыкновенные коммерческие станции. Но тогда и они были за благо. Впоследствии компания получила военный контракт на установку радиостанций на бронетехнику.
Однако общая проблема выбора единого поставщика оставалась. В 2016 г. был официально объявлен конкурс между израильской фирмой Elbit Systems и турецкой Aselsan. Для проведения сравнительных испытаний Министерством обороны были закуплены и поставлены на вооружение двух батальонов ВСУ радиостанции обеих компаний. Ключевыми критериями являлись цена, надежность поставщика, условия обучения персонала, возможность ремонта, поддержания в эксплуатации, а также возможность в дальнейшем развертывания производства средств связи в Украине совместно с компанией — победителем конкурса.
За бортом того конкурса осталась L3Harris, хотя ее продукция была представлена в войсках. С ней украинские военные знакомы с начала нулевых, когда L3Harris обеспечивала радиосвязью подразделения 95-й аэромобильной бригады, которая была задействована в миротворческих операциях и поэтому нуждалась в связи по стандартам НАТО. Кроме того, на американские деньги по программам FMF (Foreign Military Funding) был реализован проект оснащения кораблей и наземных объектов ВМС Украины цифровыми радиостанциями КВ и УКВ диапазонов. До 2014 г. американская аппаратура была установлена на фрегат "Гетман Сагайдачный", большой десантный корабль "Константин Ольшанский", корветы "Тернополь" и "Луцк", а также в полк связи ВМС в Севастополе. Кстати, в ходе оккупации Крыма один комплект из полка связи из-за предательства офицеров попал в руки россиян.
С началом войны сотрудничество на американские деньги продолжилось — в рамках программы военной помощи до конца 2020 г. было поставлено радиостанций на $300 млн. Видимо, нашим военным казалось, что американская безвозмездная помощь будет продолжаться и впредь, поэтому L3Harris даже не рассматривалась как претендент на участие в конкурсе.
При этом западные аналитики отмечали, что наличие в ВСУ радиостанций от разных производителей создает непреодолимые проблемы в коммуникациях, что в итоге может привести к частичной или даже полной потере координации между подразделениями, и это плачевно скажется на общем управлении.
В ноябре 2017 г. Генштаб ВСУ принял решение, которое огласил командующий войск связи генерал-майор Владимир Рапко: "В период 2018-2020 гг. все боевые военные части ВСУ постепенно перейдут на оснащение УКВ-радиостанциями турецкой компании Aselsan. Отдельные военные части продолжат использование радиостанций L3Harris, полученных в рамках программ военной помощи от США. Радиостанции Motorola будут использоваться в подразделениях оперативного обеспечения". Основным аргументом стало то, что турецкая техника дешевле израильской как минимум на 25%.
Во время выставки "Оружие и безопасность 2019" компания "Спецтехноэкспорт" подписала контракт с Aselsan о поставках радиостанций УКВ-связи для нужд Минобороны на сумму $6 млн. Тогда же появилась информация о том, что в рамках соглашения планируется запуск производства турецких радиостанций в Украине.
Однако военные совершенно не учли два фактора. Во-первых, в ходе кратковременных боевых действий в 2016 г. азербайджанские военные (Азербайджан является основным потребителем продукции Aselsan) стали говорить о низком техническом уровне и невозможности полноценно использовать связь в ходе боевых действий, когда против них используется техника радиоэлектронного подавления российского производства. Во-вторых, вопрос ребром поставила американская администрация, мол, вы свой выбор сделали, готовите для турок финансовый ресурс, значит, наша помощь по этому направлению вам не нужна. Попутно выяснилось, что в войсках эксплуатация турецкой техники сопровождалась рядом проблем, которые не были свойственны продукции L3Harris.
Так что под давлением ряда обстоятельств наши генералы изменили решение, заявив о полном переходе на продукцию L3Harris. При этом все уже поставленные турецкие станции будут переданы в части территориальной обороны, или фактически на списание, поскольку сегодняшняя тероборона — это больше фигура речи, чем реальные военные подразделения.