Вместо импортозамещения. Почему интеграцию в НАТО нужно начинать с военных закупок

После аннексии Крыма и начала войны на Донбассе в 2014 г. Украина полностью приостановила сотрудничество с Россией в военно-технической сфере

Как с нашей, так и со стороны россиян стартовали программы импортозамещения, так как еще с советских времен оставалась очень плотная кооперация между предприятиями. Причем Россия настолько же сильно зависела от Украины, как и мы от них.

Шесть лет - довольно продолжительный срок, чтобы попытаться оценить результаты такой работы. Причем по понятной причине нас интересует прежде всего наш военпром. А тут не все так просто.

Очень остро стояла (и стоит) проблема российских запчастей и агрегатов в авиастроении. Тут, с одной стороны, некоторые позиции нам удалось заместить. Так, на Ан-26 уже сегодня устанавливают как пневматики китайского производства, так и индийские аккумуляторы, налажен также ремонт радиолокационных станций МиГ-29 и Су-27 китайскими комплектующими.

С другой стороны, масштабное производство того же среднего военно-транспортного самолета Ан-178 без российских элементов пока пробуксовывает. Хотя уже заключен контракт на поставку одного самолета в Перу, ведутся переговоры с Турцией, но это совершенно не показатель, так как, судя по тому же танковому контракту на поставку "Оплотов" в Таиланд, использование российских комплектующих в экспортных контрактах вполне себе допускается производителем. Вот как только этот военно-транспортный самолет будет принят на вооружение Воздушных Сил Украины, только тогда можно будет говорить о полном импортозамещении (и то - с большой натяжкой).

Ведь до сих пор при проведении среднего, не говоря уже о капитальном, ремонте даже машин производства и разработки "Антонова" достаточно велика зависимость от российских авиаприборов.

Что касается авиации, то тут такое явление вполне объяснимо - тут действуют достаточно жесткие правила безопасности полетов, и замена любого агрегата или прибора влечет за собой повторную полную (!) сертификацию самолета. А это не просто время, но и огромные деньги.

Что касается второй ведущей отрасли нашей военной промышленности - производство и ремонта бронетанковой техники, то и тут, несмотря на титанические усилия, все крайне непросто, и без российских запчастей качественно делать ремонт и модернизацию все-таки довольно сложно. И свидетельство этого - буквально недавний конкурс Шепетовского ремонтного завода на приобретение шести дизельных двигателей ЯМЗ-238Н российского производства. Как указывается, их планируют использовать для ремонта 122-мм самоходной гаубицы 2С1 "Гвоздика", причем указывается, что альтернативы им нет.

Стоит напомнить, что ныне этот советский образец САУ является основным калибром бригадных артиллерийских групп, и "Гвоздик" как бы не больше всего на вооружении ВСУ, мало того, их даже докупали в ходе войны в Восточной Европе.

И ранее были сообщения о том, что в ходе ремонта ставятся двигатели российского производства, ввезенные по серым схемам из Беларуси (иногда фигурировала Молдова), однако впервые об этом заявлено на официальном уровне завода.

И это при том, что еще как минимум с 2015 г. существует вариант модернизации от Харьковского тракторного завода. И основное изменение, которое планировали реализовать, это замена двигателя ЯМЗ на один из европейских образцов (предварительно назывался дизельный Volvo). В начале 2016 г. из наличного состава Министерство обороны Украины даже отправило в Харьков три "Гвоздики" для проведения опытных работ.

Однако, по всей видимости, результаты такого эксперимента не удовлетворили военных. По крайней мере другого объяснения продолжению закупок российских двигателей нет.
Не все просто и с автомобильными двигателями. Хотя два основных производителя грузовиков - "Богдан-Моторс" и КрАЗ заявляют, что уже перешли на китайские двигатели взамен российских однако время от время возникают медийные скандалы. Журналисты высказывают предположение, что на КрАЗ-6322, на базе которого собрана первый опытный образец отечественной 155-мм колесной САУ, с российским двигателем.

Серьезным образом изменить ситуацию сможет только доступ к системе закупок НАТО. Напомним, что Украина с 2014 г. пытается попасть в эту систему, и только совсем недавно появились какие-то положительные сдвиги. Так, министр обороны Андрей Загороднюк в СМИ заявил, что наше Министерство обороны впервые осуществило закупки в рамках этой системы. Озвучены были и конкретные моменты - это запчасти для ремонта пулеметов КПВТ, гусеницы для бронетанковой техники и лицензия на использование программного обеспечения.

Что касается траков, то, по всей видимости, речь идет о танковых образцах, так как, если судить по информации от "Укроборонпрома" от весны прошлого года, гусеницы для БМП из "специальных сталей украинского производства" мы серийно производим. И получается, что или нас кто-то вводит в заблуждение, или производство гусениц так не запустили полноценно. Ведь о нехватке танковых гусениц за все время войны никакой информации не было - ни официальной, ни неофициальной. И это связано с тем, что на 2014 г. танков на хранении в Украине было более чем достаточно.

В любом случае доступ к внутреннему рынку военных закупок НАТО - это явное достижение для нашего военно-промышленного комплекса. И думается, это поможет в какой-то мере избавиться, хотя бы частично, от зависимости наших производителей и ремонтников от российских производителей.