Владимир Фесенко: Приструнить ГБР в деле о Музее революции должны были Смирнов и Татаров, а не Зеленский

О прошедших накануне годовщины Революции достоинства обысках в Музее ее имени, новом деле против лидеров революции и о том, как ко всему этому причастен Зеленский, "ДС" пообщалась с политологом Владимиром Фесенко

Владимир Фесенко / УНИАН

"ДС" 19 ноября прошли обыски у дирекции Музея Революции достоинства и в самом музее, которые, конечно, возмутили многих украинцев. Как Вы считаете, чем вызвана такая ретивость силовиков?

В.Ф. Вряд ли тут причастен Владимир Зеленский, ведь решения о таких следственных действиях не принимаются в Офисе президента. Впрочем, есть и явная попытка использовать произошедшее против президента, нужен повод для атаки на него накануне годовщины. Вот тут руководство ГБР, видимо, по глупости, сделало хороший пас всем, кто со стороны лагеря участников Майдана хочет нанести удар по президенту. Конечно, это ситуация не в его интересах, а в интересах Петра Порошенко, но почему так поступило руководство ГБР – вопрос! Либо это просто глупость, которая уже неоднократно бывала у руководства этого учреждения, либо там работают люди по заказу.

По сути, ГБР действует как слон в посудной лавке. И прежнее, и нынешнее руководство этого органа – люди малоопытные. Пришли без серьезного административного и политического опыта, пытаются всем показать и доказать, а в результате совершают массу не очень продуманных и часто очень противоречивых действий с неоднозначными последствиями. У нас всегда нужно учитывать политический контекст.

"ДС" Имели ли место злоупотребления, о которых говорят бывшие и нынешние противники Майдана?

В.Ф. Злоупотребления со строительством музея, к сожалению, возможны. Да и дело открыто уже давно, не вчера возникло. Но совершать такие действия накануне Дня Свободы, годовщины Оранжевой революции – это было, мягко говоря, не очень правильно, тут абсолютно не учтен политический контекст.

"ДС" Если президент лично не разбирался в ситуации, то кто-нибудь из советников должен был объяснить ему последствия, разве нет?

В.Ф. Вы о них говорите, как о мудрецах, которые прошли многолетнюю политическую школу. Я приведу другой пример – почему же они, раз такие умные, не отреагировали на решение Конституционного суда заранее? Кроме того, напомню, что сейчас Зеленский и Ермак на лечении в Феофании. А вот почему не отреагировали заранее на глупые действия ГБР люди, которые в Офисе президента должны за это отвечать – Андрей Смирнов и Олег Татаров, ведь курировать такие ситуации – это их обязанности? Почему они об этом не знают и почему адекватно не реагируют – большой вопрос, причем это уже не впервые. То есть тут не в Зеленском и Ермаке проблема, они не все контролируют, да и огромного опыта в политике у них за плечами нет. Да и у Порошенко такие вещи не контролировали, но у него были кризисные менеджеры, тот же Грановский. У Зеленского, как я понимаю, таких людей нет, а Смирнов и Татаров явно допускают проколы.

Как только такая информация появилась в СМИ, сразу же надо было ОП реагировать информационно и довести до тех, кто проводил обыски, чтобы они не занимались глупостями.

"ДС" А как насчет открытия дела "о госперевороте" против лидеров Майдана – Турчинова, Парубия, Черновол, других. Это тоже прокол?

В.Ф. В заявлении Кузьмина ничего нового, при Порошенко по его же заявлению Печерский суд обязывал СБУ открывать уголовное дело о госизмене высшего руководства. Кажется, это было в 2017-м или в 2018 году. Но тут еще нужно учитывать, что это особенность КПК, так называемого "кодекса Портнова", принятого в 2012 году. Согласно этому кодексу любое заявление, особенно народного депутата, автоматически означает открытие дела. Но при Порошенко инициатива Кузьмина никому не была интересна. Сейчас же Кузьмин явно хотел приурочить это дело к годовщине Революции достоинства, спровоцировать скандал. Парадоксально, но тут может быть очень тонкая совместная игра ОПЗЖ и "Евросолидарности". Кузьмин провоцирует конфликт, а реагировать будут представители "ЕС".

"ДС" Насколько адекватно, по-вашему, Зеленский оценивает произошедшие в 2013-2014 году события, понимает ли он и принимает ли то, за что гибли люди?

В.Ф. Тут нет однозначно правильной точки зрения, мейнстрима. Он был в 2014 году, и то их тогда было два, один из которых победил. Был мейнстрим Майдана и был мейнстрим антимайдана. К сожалению, победа Майдана была сопряжена с потерями, из-за вмешательства России мы потеряли Крым и часть Донбасса, потеряли при поддержке антимайдана. Сейчас же мы видим совместную игру антимайдана и Майдана. При этом Зеленский ни там, ни там. Он и его избиратели − вне этих лагерей, это не их и не его игра. Президента пытаются втянуть в конфликт, попутно спровоцировав противостояние Майдана и антимайдана.

"ДС" Как было бы правильно отреагировать на происходящее Зеленскому, есть ли у него время, чтобы успеть это сделать?

В.Ф. Президенту нужно нейтрализовать эту игру, а чиновникам ОП нужно сделать выводы, они не на возникший пожар должны реагировать, а не допускать этих пожаров, нужно работать с правоохранителями и "на пальцах" им объяснять, когда и что можно делать, а когда чего-то делать нельзя.

Естественно, Зеленский не может игнорировать годовщину двух революций. Думаю, он сделает соответствующие заявления. Уважение к событиям 2004 и 2013-2014 года – это уже мейнстрим с точки зрения политического этикета и реалий, должна быть память об этих событиях и уважение к ним. Но Зеленский – не революционер, он не был участником обоих майданов, и его искреннее желание, как я понимаю – выйти из этого конфликта, вывести страну из конфликта Майдана и антимайдана, это его сверхзадача, хоть сделать это и крайне сложно, и быстро вряд ли получится.