Владимир Демчишин: чисто номинальный министр

Глава Минэнергоугля во многих сферах ответственности министерства выступает чисто номинальным руководителем
Фото: kmu.gov.ua

Реформы в энергетическом секторе, которыми формально ведает Минэнергоугля, удостоились отдельной главы в меморандуме между Украиной и МВФ. И неспроста. Главная внешнеполитическая угроза - Российская Федерация - издавна использовала зависимость нашей страны от поставок газа для давления и провокаций. Главная внутренняя угроза - НАК "Нафтогаз України", который долгие годы тянул камнем вниз весь бюджет страны из-за невозможности покрывать разницу в тарифах на газ для населения и его себестоимостью. Только в 2014 г. убыток НАК составил более 85 млрд грн. А его финансирование в 3,5 раза превысило расходы на Министерство обороны. Согласованная с МВФ программа предусматривает, что до 2017 г. "Нафтогаз України" должен получить бездефицитный бюджет. Пока же компания, несмотря на декларации чиновников, продолжает накапливать убытки, которые в первом квартале текущего года приблизились к 22 млрд грн.

Демчишин, имеющий три высших образования и свободно владеющий пятью языками, в энергетике явный новичок. Ранее он несколько лет возглавлял отдел инвестиционно-банковских услуг компании ICU под началом нынешнего главы Нацбанка Валерии Гонтаревой. Фактически он познакомился с отраслью только в августе прошлого года, когда был назначен руководителем Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), а в декабре продолжил знакомство уже в кресле главы Минэнергоугля. Случайно ли так получилось или Демчишин осознанно стремится избегать любой ответственности, но к большинству ключевых решений в отрасли, прописанных в меморандуме с МВФ, он не имеет прямого отношения. Глава "Нафтогаза України" Андрей Коболев, имевший опыт работы в НАК еще в 2002 г., ориентируется непосредственно на премьер-министра Арсения Яценюка. И реформы в этой компании (публикация финансовой отчетности, снятие мораториев, защищающих энергопредприятия от процедур принудительного взыскания, а неплательщиков за газ от отключения) фактически шли и идут в обход министерства. Повышение тарифов на газ - инициатива НКРЭКУ, из которой к тому времени Демчишин уже ушел. Увеличение ренты на добычу нефти и газа, прописанное в нынешнем Бюджетном кодексе, было предложено премьер-министром. И даже к новому Закону "О рынке природного газа", принятому Верховной Радой 9 апреля, Минэнергоугля имело лишь косвенное отношение.

С марта в парламентском комитете по вопросам ТЭК без движения лежит законопроект об увольнении Демчишина из-за "бездеятельности и нежелания понимать, а также решать проблемы топливно-энергетического комплекса"

Что же Демчишин может записать себе в актив? Большей частью стычки с олигархами, которые монополизировали энергетическую отрасль страны. Впрочем, даже в этом случае министра, который был назначен по президентской квоте, можно считать не инициатором, а исполнителем воли Петра Порошенко. Самый громкий публичный конфликт у Демчишина приключился с Игорем Коломойским, когда министерство решило сменить главу государственного монополиста по транспортировке нефти - компании "Укртранснафта" (ее возглавлял "приватовец" Александр Лазорко). Скандал вышел далеко за пределы отрасли, а его главным последствием стала отставка Коломойского, лично защищавшего своего ставленника, с поста председателя Днепропетровской облгосадминистрации, а также потеря им оперативного контроля над данным госпредприятием. Впрочем, на днях стало известно, что Луцкий межрайонный суд Волынской области удовлетворил исковое заявление Лазорко об опротестовании его отстранения, так что эта история вполне может получить продолжение. Что же касается на­­­­­­шу­­мев­­шего и затяжного конфликта вокруг крупнейшего добытчика нефти - компании "Укрнафта", оперативный контроль над которой "Привату" до сих пор удается удерживать, то в нем Демчишину с самого начала была отведена роль статиста.

Несколько большую свободу действий глава Минэнергоугля имеет в разбирательствах с Ринатом Ахметовым. Еще весной он открыто обвинил его холдинг ДТЭК в монополизации рынка тепловой энергетики и саботаже закупок угля у государственных шахт, пообещав усилить давление на компанию. В ответ на Демчишина посыпались обвинения в целенаправленном уничтожении украинской энергогенерации, а в Киев были свезены шахтеры, требовавшие его отставки. Эти протесты эффекта не дали, но недовольство Демчишиным нарастает. В парламенте еще в марте 26 народных депутатов из БПП, "Народного фронта", "Батьківщини", Радикальной партии и "Свободы" зарегистрировали законопроект №2282 об увольнении Демчишина из-за "бездеятельности и нежелания понимать и решать проблемы топливно-энергетического комплекса". Кроме ухудшения положения в угольной промышленности, министру отдельно вменили в вину подписание кабального контракта с РФ на поставку электроэнергии в декабре прошлого года. Впрочем, форсировать отставку главы Минэнергоугля парламентарии не спешат - законопроект уже больше трех месяцев находится на рассмотрении в комитете по вопросам ТЭК (его возглавляет один из ближайших сподвижников Яценюка Николай Мартыненко), который до сих пор не сформулировал в отношении него своей позиции. Судя по всему, нависший над Демчишиным дамоклов меч стал предметом торга между двумя ведущими политическими силами в стране, позволяя удерживать своеобразный энергетический компромисс между ними.

Важен ли опыт для министра

Владимир Демчишин уверен, что отсутствие профильного опыта является его плюсом, поскольку позволяет легче ломать схемы: "Тем, кто создавал систему, намного выгоднее, чтобы работали люди, которые по десять лет занимают свои должности. Они уже не пробуют что-то поменять, все счастливы с существующей системой. Систему ведь "приручали" годами, а мы ее ломаем за несколько месяцев".

Между тем отсутствие опыта у министра является и главным аргументом оппонентов Демчи­шина. Его, в частности, использует группа Рината Ахметова, заявляя о "непрофессиональных, губи­тель­ных для энергетики Украины решениях руководства отрасли" и "попытках увести общественное внимание от ответственности чиновников за ее развал".

Об успехах и провалах в деятельности других министров читайте здесь

Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" за июль-август 2015 г. (№7-8/432-433)