• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Визионеры. Как Нацбанк собрался превратить финансовую систему в английский газон

На следующий же день после назначения Якова Смолия на должность главы НБУ регулятор презентовал свою стратегию. ДС тщательно проанализировала этот документ
Фото: Юлія Березовська\Прес-центр НБУ
Фото: Юлія Березовська\Прес-центр НБУ
Реклама на dsnews.ua

Да, это именно стратегия НБУ, а не план развития рынка капитала, если брать слишком широко, или банковской системы, если рассматривать данный вопрос более узко. Документ на несколько десятков страниц простыми словами обрисовывает тот непростой путь, который необходимо пройти регулятору, чтобы Украина перешла к формату стабильного развития. Во всяком случае именно "стабильное развитие" нас ждет, если центральный банк страны реализует эту стратегию на практике.

Свою миссию Нацбанк определил как обеспечение ценовой и финансовой стабильности. Есть в стратегии и понятие "визия". Под этим термином авторы документа, вероятно, предполагали некую мировоззренческую концепцию, которая в их понимании заключается в новом образе регулятора как современного, открытого и независимого органа, обладающего доверием общества и интегрированного в европейскую общность центральных банков. Столь многогранная "визия" заставляет вспомнить еще одно значение этого слова, весьма часто встречающееся в украинской литературе, - "мираж", "привидение". В любом случае весьма странно, что авторы слили в один флакон и понятие независимости, и направление интеграции в европейскую регулятивную систему, ведь даже поляки частенько жалуются, что после вступления в ЕС им пришлось пожертвовать частью своего монетарного суверенитета.

Но это, скажем так, первые штрихи к анализу стратегии, мысли для затравки. И чтобы этот анализ не превратился либо в скучное перечисление его разделов, либо в неоправданный критицизм по принципу "я стратегию не читал, но осуждаю", предпримем необычный мыслительный эксперимент. Предположим, что перед нами черный ящик, который вынесли в зал к знатокам (возьмем на себя смелость и напишем это слово без кавычек). Крупье говорит о том, что в нем стратегия НБУ и нам, то есть знатокам, предстоит выяснить, что в ней написано.

Итак, время вышло, и необходимо дать правильный ответ. В связи с этим озвучим основные реперные точки стратегии, которые в ней могли быть, исходя из запросов общества и бизнеса, а затем сравним с реальным содержанием документа.

Вопрос номер один. Восстановление финансовой трансмиссии между реальным сектором экономики и рынком капитала. Столь вычурное название поясним на простейшем бытовом примере. Все, кто сдавал экзамен на вождение автомобиля, сталкивался с таким понятием, как механическая коробка передач. Если включена нейтральная передача, сколько не дави на педаль акселератора, машина не поедет, даже если рев двигателя заглушает все вокруг. Чтобы тронуться с места, нужно включить первую передачу, затем вторую и по мере набора скорости перейти на третью и четвертую. На трассе можно включить и пятую. Похожую функцию и выполняет финансовая трансмиссия, только роль коробки передач в ней играет учетная ставка. За последний год она изменилась с 12,5 до 17%. Но, думаю, вряд ли кто-либо почувствовал на себе какие-то изменения, в первую очередь в части возможности получения кредитов. Банки как кредитовали избранных клиентов под 25%, так и кредитуют. Ну а население - свыше 30%. Если бы финансовая трансмиссия у нас работала, то мы бы уже сейчас ощутили резкое замедление кредитования и экономики в целом. Но пока ощутили лишь рост ставок на рынке государственных ценных бумаг. Финансовая трансмиссия не работает, и это пока хорошо, так как существует шанс обезопасить всех нас от непродуманных решений регулятора. Но так продолжаться не может. И если "защита от дурака" срабатывает у нас через раз, то не хотелось бы, чтобы при этом в качестве бонуса работала и "защита от умных". Автомобилю под названием "экономика Украины" пора двигаться с места. Оно, конечно, можно и толкать, но пока движешься в гору, делать это крайне неудобно. Простыми словами, нам нужен механизм, при котором, учетная ставка оказывала бы реальное воздействие на экономику и темпы кредитования. 

А для этого в довесок к базовым ставкам нужны и эффективные каналы внутренней эмиссии, которые работали бы не на валютный рынок и рост цен, а на увеличение валового продукта.

Вопрос номер два. Укрепление гривни, что позволило бы разблокировать инвестиционный процесс и активизировать развитие внутреннего рынка. До тех пор пока у бизнеса и населения будут превалировать девальвационные ожидания, а горизонт планирования не превышает трех-шести месяцев, единственное, что получит импульс к развитию, - это простейшие сырьевые циклы, а ведь нам необходимо восстанавливать производство широкой линейки потребительских товаров.

Реклама на dsnews.ua

Вопрос номер три. Очистка банковской системы от проблемных кредитов. Президент хоть и озвучил на "проводах" Валерии Гонтаревой, что она приняла банковскую систему с катастрофическим уровнем Non-performing loan и передала ее своему преемнику в "белых одеждах", но на самом деле все как раз наоборот: до 2014 г. уровень проблемных активов был на допустимом уровне, а в 2018-м превысил 50% по системе в целом, в том числе в группе государственных банков - более 60%. Очевидно, что ни одна программа развития кредитования не заработает, пока банки не будут очищены.

Вопрос номер четыре. Восстановление кредитования и снижение уровня процентных ставок. Финансовый рычаг, то есть стимулирование с помощью кредита предпринимательской инициативы, сумеет заработать лишь тогда, когда уровень рентабельности производства будет превышать ставку по кредиту. В противном случае кредит - это не стимул к развитию, а путь к банкротству. А теперь попробуем ответить, сколько в Украине существует бизнесов с рентабельность 25% и выше. Не много. Следовательно, ключевая цель - это снижение процентной ставки по кредитам до уровня 10% и рост показателя проникновения кредитов (отношение чистых кредитов к ВВП) до 50% (с нынешних 15%).

Вопрос номер пять. Разгосударствление банковской системы, 60% активов которой ныне сконцентрировано в госбанках. По сути, наша банковская система превратилась в некую эрзац-модель советского "банкинга", с небольшой примесью иностранных банков. Стоит ли говорить, что такая система является не только неэффективной, непрозрачной, неконкурентной и крайне затратной для государственной казны. Она еще и банально опасна. Ведь кризисы 2008 и 2014 гг. амортизировались частными банками с западным и украинским капиталом.

А кто будет амортизировать будущий кризис? Очевидно, что государство как конечный бенефициар 60% банковской системы.

Но только на этот раз не получится "сжечь" депозиты населения на десятки миллиардов - придется выполнять государственную гарантию вкладов.

Мы сформулировали пять желательных пунктов стратегии, а теперь откроем черный ящик и посмотрим, что же нам предложит Нацбанк.
У него оказалось семь пунктов. Это:

1. Низкая и стабильная инфляция.
2. Стабильная, прозрачная и эффективная банковская система.
3. Возобновление кредитования.
4. Эффективное регулирование финансового сектора.
5. Свободное движение капитала.
6. Финансовая инклюзия.
7. Современный, открытый, независимый, эффективный центральный банк.

При этом НБУ будет считать, что его цели достигнуты при выполнении следующих условий:
• достигнута ценовая стабильность;
• банковский надзор обновлен и соответствует стандартам ЕС;
• кредитование возобновлено, его уровень поддерживает экономический рост без рисков для финансовой стабильности;
• небанковский финансовый сектор охвачен общей моделью регулирования;
• отменены все валютные ограничения, открыт путь к свободному движению капитала;
• растет вовлеченность населения на рынке финансовых услуг.

Таким образом, перед нами достаточно облегченный вариант стратегии, который, с одной стороны, декларирует достижение неких благих целей, которые у всех на слуху, а с другой - разбавляет их изрядной порцией воды, благодаря которой, всегда можно будет найти пару-тройку "текущих успехов", которые красиво лягут в отчет о проделанной работе.

Но самое удивительное, что в стратегии практически не упоминается курсовая политика, она, можно сказать, исключена как класс. Нацбанк, который рассчитывает на восстановление доверия со стороны общества, даже всхлипом не упоминает о своей прямой обязанности - обеспечивать стабильный обменный курс национальной валюты. Про перегибы политики фиксированного курса вспоминать не будем, отметим только, что в импортозависимой стране, особенно на рынке энергоресурсов, с высоким уровнем теневой экономики и бивалютной системой оценки всех базовых активов отказ от таргетирования курса приравнивается к неспособности контролировать инфляцию.

Кроме того, в стратегии НБУ не упоминается и необходимость таргетирования номинального ВВП с целью выхода экономики на докризисный уровень. Если применить данную модель, то экономика сама определит необходимый и достаточный для ее роста уровень инфляции. 

Похоже, что в своем длительном "инфляционном" путешествии руководители Нацбанка заслушались сладкоголосых сирен и уже не замечают, что их "галера" плывет совсем не туда, куда движется экономика и вся страна.

Кроме того, не уделяется должного внимания и такой важной теме, как разгосударствление банковской системы. В таком случае что будет контролировать обновленный банковский надзор? Государственные банки. Ну да, и при этом журить Минфин как нерадивого собственника и подписывать с ним же программы докапитализации за счет налогоплательщиков. Идеальная модель "пруденциалки" вырисовывается на горизонте.
Нет в стратегии и отдельного раздела относительно очистки банковской системы от токсичных активов (лишь упоминание вскользь), в том числе с помощью применения венчурных инвестиций и инструментов фондового рынка.

Банковское кредитование планируется активизировать не за счет снижения кредитных ставок, а с помощью создания кредитного реестра, защиты прав кредиторов, потребителей финансовых услуг, создания института финансового омбудсмена, усовершенствования процедур банкротства и развития сети частных судебных исполнителей. Как это ни парадоксально, но снижение процентных ставок указано в качестве ожидаемого эффекта от возобновления кредитования, а не наоборот. Конечно, и такой эффект будет, но последовательность здесь более "диалектическая": вначале снижение процентных ставок, затем возобновление кредитования и в итоге вновь снижение процентных ставок.

Что касается валютной либерализации, то в стратегии справедливо отмечено, что данное направление реформ может быть успешным лишь в случае замены валютного контроля налоговым, а для этого необходимо имплементировать в Украине пакет международных стандартов BEPS по борьбе с размыванием налоговой базы. От себя добавим, что для либерализации движения капитала необходимо обеспечить устойчивый рост цен на внутренние активы и, параллельно, снижение уровня ключевых рисков. В противном случае свободный переток капитала приведет к таким же последствиям, как и безвиз, но только не на рынке труда, а в на рынке капитала.

В целом, перед нами вполне презентабельная стратегия для небольшой европейской страны, которая рассказывает о том, как в обозримом будущем национальный рынок капитала станет похожим на аккуратный английский газон. Вот только всем известно, что для получения классического английского газона нужно "всего лишь" стричь и поливать. И так сто лет подряд. К сожалению, данная стратегия так и не озвучила приблизительный маршрут Нацбанка на эти "сто лет". Ведь прежде чем перейти к "красивым подвигам" в виде финансовой инклюзии, необходимо почистить для начала хотя бы авгиевы конюшни проблемных активов. А иначе английского газона нам не видать и через сто лет. Ведь кроме срока, как мы помним, нужно еще регулярно стричь и поливать.

    Реклама на dsnews.ua