Бесправнее дворников. Почему госслужащие при Зеленском станут низшей кастой
Турборежим, в котором команда президента Зеленского меняет все ветви власти, "споткнулся" - заполнять вакансии на госслужбе своими людьми мешает законодательство о госслужбе, признанное, к слову, европейскими и американскими юристами довольно прогрессивным.
Принять своих, уволить чужих
Победив на президентских, а затем на парламентских выборах, команда Зеленского занялась сменой руководящего состава Кабинета Министров и других органов исполнительной власти, но до обновления руководителей среднего звена и рядовых сотрудников дело пока не дошло, и причина - не только в том, что на это у представителей новой власти элементарно не было времени.
Дело в том, что, согласно украинскому законодательству, должности министров, их заместителей, глав ОГА и других руководителей высшего звена относятся к политическим, соответственно, законодательство о госслужбе в их отношении не действует. Им не требуется опыт госслужбы, который нужен для работы в Секретариате Кабмина, министерствах, а также в местных администрациях, прокуратуре, органах военного управления и дипломатической службы, поэтому назначить новое правительство и глав областных администраций новая власть смогла достаточно оперативно.
Для занятия же неполитических руководящих должностей нужен трехлетний опыт работы на госслужбе. Естественно, Зеленскому просто негде взять столько лояльных чиновников, которые не работали бы в предыдущей власти, поэтому он решил избавиться от этой проблемы радикально, упростив прием на работу новых служителей государства и увольнение старых.
Остроту проблемы доказывает то, что законопроект был внесен в повестку в первый же день новой сессии Рады, причем вначале в монокоалиции хотели принять законопроект в первом чтении и сразу в целом. Но, повременив, решили не нарушать Регламент столь явно и проголосовать законопроект во втором чтении через неделю.
Легко назначить, еще легче - снять
Основные новеллы законопроекта относительно приема на работу и увольнения госслужащих таковы.
Во-первых, принятие на руководящие должности значительно упрощается. По аналогии с реформой прокуратуры, конкурсным отбором, дисциплинарными взысканиями и оценкой работы служащих теперь будет заниматься не независимый орган, в данном случае комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы, а правительство. То есть принимать на руководящие должности в госслужбе будет исключительно Кабмин. Разумеется, и коррупционные риски при назначении высших должностных лиц на госслужбе значительно повышаются.
Во-вторых, согласно пока еще действующему законодательству, уволить госслужащего можно, например, за пьянство на работе, прогулы либо, например, за нанесение материального ущерба государству. Согласно новому закону выгнать чиновника можно будет по очень расплывчатой формулировке "несоответствие занимаемой должности", которая будет "вручную" определяться Кабмином. Уволенный таким образом чиновник, конечно, может оспорить решение начальства в суде. Но такая опция становится, по сути, бессмысленной, ведь даже получив решение суда человек не сможет восстановиться, ведь конкурс на место уволенного объявляется еще до рассмотрения жалобы судом, и ущемленному в правах госслужащему, соответственно, некуда будет возвращаться - его место будет занято.
Юристы парламента обращают внимание, что чиновников фактически лишают защиты, предоставляемой всем работающим, согласно законодательству, при этом никак не детализируются вопросы охраны труда, связанные, например, с отпусками и компенсациями. К тому же руководство наделяется полномочиями, которые могут вылиться в произвол по отношению к подчиненным, от чего как раз пытались избавиться, принимая действующий закон о госслужбе.
В-третьих, закон вводит понятие контрактной госслужбы, то есть зарплата служащего будет устанавливаться не законом, а регулироваться договоренностью сторон. Кроме того, в договоре могут определяться функциональные обязанности служащего и требования к занятию соответствующей должности, ранее также определявшиеся законом.
В-четвертых, госслужащие теряют все надбавки, кроме выслуги лет и премии, которая может выплачиваться за надлежащее выполнение условий контракта. Как известно, оклады госслужащих как в столице, так и на местах на протяжении всей истории независимого украинского государства, не могли равняться зарплатам в частном секторе, и единственная легальная возможность стимулов за работу госслужащих заключалась именно в выплате им разнообразных надбавок за интенсивность, сложность работы и пр. Теперь же зарплаты будут регулироваться Кабмином в "ручном" режиме, что опять-таки открывает возможность больших коррупционных рисков.
Заменить всех
Оценивая законопроект в целом, юристы называют его очень сырым и уж во всяком случае требующим тщательной доработки, которая за неделю, оставшуюся до второго чтения, просто невозможна.
Ни в коей мере, не обращая внимания на полезные замечания и комментарии о невозможности принятия закона в таком виде, в моно-большинстве собираются проголосовать его и тут же начать "трусить" госслужбу.
Примечательно, что служащие низшего звена, к которым относятся главные специалисты и консультанты во всех министерствах, центральных органах власти, Секретариате Кабмина и аппарате Рады, пребывают в легком шоке от планируемых нововведений и начинают готовиться к худшему.
Ведь нововведения разрешают новой власти увольнять людей "пачками" уже на следующий день после вступления закона в силу, одновременно проводя конкурсы и трудоустраивая нужных сотрудников, которые до этого ни дня не проработали на госслужбе. Последствия этого могут быть самыми печальными, ведь неполитические должности на госслужбе всегда занимали "нефасадные" специалисты, на которых она, собственно, и держится. Смогут ли "новенькие" сразу же включиться в работу и выдавать качественный продукт - большой вопрос.