Освобождение Сирии. Почему режим Асада рухнул как карточный домик
Для свержения Асада хватило всего лишь 11 суток. 27 ноября повстанцы начали наступление в северо-западной провинции Алеппо — и уже 8 декабря пал Дамаск, столица страны. Как это удалось?
Семья Асадов правила в Сирии 54 года. Хафез Асад 21 ноября 1970 года в результате военного переворота стал премьер-министром, а с 14 марта 1971 года до самой своей смерти 10 июня 2000 года занимал пост президента страны. После смерти Хафеза Асада пост президента перешел к его сыну Башару Асаду, который продержался у власти до 8 декабря 2024 года, после чего сбежал в Москву.
Предательство Путина
Режим Асада мог быть свергнут еще девять лет назад. Но тогда его спас Путин. 30 сентября 2015 года Россия начала военную интервенцию в Сирию после запроса правительства Башара Асада о военной поддержке в его борьбе с антиправительственными силами. На тот момент войска Асада контролировали лишь 26% территории страны.
10 октября 2015 года Путин в интервью ведущему телеканала "Россия-1" Владимиру Соловьеву определил цель России в Сирии: "Наша задача заключается в том, чтобы стабилизировать законную власть". "Стабилизировать военным путем?" — спросил Соловьев. "Военным путем, конечно", — ответил Путин.
К началу 2017 года под контролем Дамаска оставались только 17% территории страны, но затем российские бомбардировки сирийских городов, занятых антиправительственными силами, привели к перелому военной ситуации в пользу Асада. 6 декабря 2017 года Путин объявил о победе РФ в Сирии. "Два часа назад министр обороны доложил, что операции на восточном и на западном берегу Евфрата завершены полным разгромом террористов", — заявил Путин. Он добавил, что отдельные "очаги сопротивления" могут еще существовать, но боевые действия на территории страны окончены.
Вскоре, 11 декабря 2017 года, Путин прилетел на российскую военную базу Хмеймим на западе Сирии (именно там базировались российские самолеты, которые бомбили страну). Он подчеркнул, что "за два с небольшим года вооруженные силы России вместе с сирийской армией разгромили наиболее боеспособную группировку международных террористов". И он пообещал: "Если террористы вновь поднимут голову, то мы нанесем по ним такие удары, которых они пока и не видели".
И вот прошло семь лет. "Террористы", как их называл Путин, "вновь подняли голову" и 29-30 ноября 2024 года вернули себе Алеппо — крупнейший город Сирии.
28 ноября телеканал "Алеппо сегодня", который вещает (через спутник и онлайн) из Стамбула, сообщил, что Асад прибыл в Москву для встречи с Путиным. На следующий день эту информацию подтвердил российский ТГ-канал "ВЧК-ОГПУ". Позже тот же ТГ-канал рассказал о катастрофических для режима Асада последствиях этой поездки: "Приговор режиму Асада был выписан де-факто 29 ноября в Москве по результатам его безуспешного визита в Кремль. Вернувшись 30 ноября в Дамаск, Асад столкнулся с повальным предательством со стороны своих силовиков, которые расценили отсутствие поддержки со стороны Москвы как уже решенный для Кремля компромисс в рамках неких договоренностей за спиной Дамаска. Значительной ошибкой самого Асада стало решение о визите в Москву, куда он прибыл 27 ноября вместе со всеми членами своей семьи. Новость о нахождении семьи Асада в Москве в момент начала боевых действий на севере страны фактически стала доказательством хрупкости режима, что сыграло существенную роль в морально-психологическом превосходстве боевиков над силами правительства Асада".
Прокси-войска Эрдогана
Версия о "договоренностях Кремля за спиной Дамаска", конечно, заслуживает внимания. Но она не единственная. Есть и более простая: Путин пожертвовал Асадом, потому что не захотел направить ему в помощь свои войска. Он имел основания бояться, что легкой победы не будет.
С 2017 года город Идлиб и часть одноименной провинции на границе с Турцией удерживала под своим контролем группировка "Хайят Тахрир аш-Шам". За это время она фактически превратилась в турецкие прокси-войска.
Как это происходило, в интервью "Медузе" рассказала научный сотрудник Тель-Авивского университета Дина Лиснянская. Она напомнила, что "Хайят Тахрир аш-Шам" — это ответвление "Аль-Каеды" в Сирии, которое ранее было известно как "Джабхат ан-Нусра". С 2019 года они действуют как "Хайят Тахрир аш-Шам" под эгидой Турции. Их целью было освободить Сирию от Асада. Под ними находится еще довольно большое количество организаций, в которых есть много рекрутов с постсоветского пространства: очень много из Узбекистана, есть и из Таджикистана, Российской Федерации, например, Дагестана.
"Турция выпестовала эти группировки исламистов. Она навербовала в них бойцов из Центральной Азии, с Ближнего Востока, из Северной Африки. Платила им зарплаты, снабжала всем необходимым. Они базировались на тех территориях в Сирии, которые фактически находятся под властью Турции с 2019 года. Все эти подготовленные силы были брошены в бой сразу после прекращения огня между Израилем и "Хизбаллой". Иран и "Хизбалла" — союзники Асада — сильно потрепаны войной с Израилем. Другой его союзник, Россия, сильно занят в Украине", — констатировала Лиснянская.
Итак, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган решил, что пришло время установить контроль над Сирией. Мог ли он заранее договориться с Путиным, что тот не станет спасать Асада? Наверное, мог. Но точно так же он мог ни о чем с ним не договариваться, а просто поставить перед фактом, зная, что все его силы сейчас увязли в Украине (и в Курской области РФ).
О том, что Путин сдал Асада, стало окончательно ясно из сообщения Кремля о разговоре Путина с Эрдоганом 3 декабря. Разговор состоялся по инициативе Эрдогана. Путин, как сообщил Кремль, акцентировал Эрдогану "необходимость скорейшего прекращения террористической агрессии против сирийского государства со стороны радикальных группировок и оказания всемерной поддержки усилиям законных властей по восстановлению стабильности и конституционного порядка на всей территории страны, в частности с использованием имеющихся у Анкары возможностей в регионе". То есть Путин побоялся угрожать Турции и оставил судьбу Асада на усмотрение Эрдогана. В тот же день Россия начала вывод своих кораблей с военно-морской базы в сирийском Тартусе.
Новая жизнь Сирии
6 декабря лидер "Хайят Тахрир аш-Шам" дал интервью CNN, где впервые публично использовал свое настоящее имя — Ахмед аль-Шараа — вместо псевдонима Абу Мухаммад аль-Джулани, под которым он широко известен. "Семена поражения режима всегда были внутри него. Иранцы пытались возродить режим, выигрывая для него время, а позже русские также пытались поддержать его. Но правда остается: этот режим мертв", — заявил он.
Аль-Шараа выразил желание, чтобы иностранные войска покинули Сирию. В настоящее время в стране находятся силы из США, Турции, России и Ирана. "Я думаю, что как только этот режим падет, проблема будет решена, и больше не будет необходимости в том, чтобы какие-либо иностранные силы оставались в Сирии", — подчеркнул он.
Также он заявил о том, что его группировка не собирается удерживать власть в своих руках. "Хайят Тахрир аш-Шам" — не самоцель, а средство для выполнения задачи: противостояния режиму Асада, сказал Аль-Шараа. "Сирия заслуживает институциональной системы управления, а не такой, где один правитель принимает произвольные решения, — пояснил он. — Мы говорим о более крупном проекте — мы говорим о строительстве Сирии".
Он рассказал о планах создания "совета, выбранного народом", и правительства на основе институтов. Он настаивает, что гражданским лицам нечего бояться. По его словам, он хочет успокоить гражданских лиц и группы, которые подвергались преследованиям со стороны экстремистских и джихадистских группировок в десятилетней гражданской войне в Сирии. Он хочет заверить христиан и другие религиозные и этнические меньшинства, что они будут жить в безопасности. "Никто не имеет права стирать другую группу. Эти секты сосуществовали в этом регионе сотни лет, и никто не имеет права их уничтожать", — сказал он. По его словам, он выступает против некоторых более жестоких тактик, используемых другими джихадистскими группами, что привело к разрыву его связей с ними.
А как будет на самом деле — это зависит от Эрдогана.