Спектакль для Запада? Почему в новых скандалах с Минобороны "ищут Резникова"
С начала нового года разразилось сразу несколько закупочных скандалов вокруг Министерства обороны. И прослеживается тенденция переложения ответственности за них на бывшего министра обороны Алексея Резникова
"Кейс Гринкевичей"
9 января Минобороны сообщило, что разрывает все контракты, в том числе на питание ВСУ, с компаниями львовского бизнесмена Игоря Гринкевича. Последнего ГБР разоблачило на предложении взятки в $500 тыс. за то, чтобы следствие было лояльным к его компаниям по делу о хищении 1 млрд грн на закупках военной формы. Ее для армии должны были отшить и поставить три строительные фирмы этого львовского предпринимателя. Однако, по версии следствия, поставленный товар оказался непригодным к использованию.
Но потом выяснилось, что, в частности, пищевые контракты с фирмами Гринкевича МОУ разрывать не будет. По крайней мере, один из них действует и сейчас.
"Отели и Хорватия"
Еще один скандал вызвала публикация издания NV о поставщике МОУ Татьяне Глиняной. Ее компании имеют контракты с Минобороны на питание ВСУ. И параллельно в конце 2023 г. она стала инвестором гостиничного бизнеса в Хорватии.
Впоследствии издание опубликовало позицию самой Татьяны Глиняной, отрицавшей всякую связь ее уже десятилетнего хорватского бизнеса с деятельностью украинской компании, имеющей государственные подряды.
А затем в ситуации разобрались и хорватские медиа, подтвердившие отсутствие украинских денег в хорватских бизнес-активах предпринимателя.
"Старый" монополист
Еще один закупочный скандал затронул пищевые закупки МОУ у компании "Военсервис-волонтер". Она известна тем, что в свое время была монополистом рынка питания ВСУ и потеряла свои позиции с приходом на должность министра обороны Алексея Резникова.
Сейчас же стало известно о якобы махинации полковника Сил логистики ВСУ Александра Козловского совместно с компанией "Военсервис-волонтер" на сумму 170 млн грн. По данным издания "Наші гроші", в схеме растраты госсредств были задействованы такие предприятия, как "Армисет", "Ректан", "Архимагир", "Военсервис-Волонтер", "Ресурс-Сервис КМ" и "Эко Трейд Юкрейн".
Куда пропал Резников?
На фоне всех перечисленных историй в информационном пространстве страны стартовала целая кампания с призывами "найти Резникова". Десятки новостей в СМИ, сообщения в соцсетях и комментарии разных публичных лиц включали в себя вопрос "Куда пропал Резников?". Некоторые из них активно распространяли различные предположения о том, что экс-министр уехал из Украины, а должен быть едва ли не на скамье подсудимых.
10 января появилось фото Алексея Резникова, присутствовавшего на церемонии открытия мемориала Леониду Кравчуку в Киеве. Но все эти новости тоже сопровождались опосредованными обвинениями Резникова в якобы причастности к хищению средств МОУ.
"Резникову стоило бы не на открытие мемориалов ездить, а объяснять результаты внутреннего аудита Минобороны, который обнаружил нарушений более чем на 10 млрд грн. И здесь не только о печально известных яйцах по 17", — говорилось, например, по этому поводу в сообщении ЦПК.
Для кого спектакль?
Анализ кампании по "поиску Резникова" указывает на ее спланированный характер. И очевидно, что ее цель состоит в том, чтобы обезопасить действующее руководство Минобороны от шлейфа коррупционных скандалов. Можно предположить, что из Резникова и дальше будут делать козла отпущения, сбрасывая на его фамилию и никем еще не доказанные старые обвинения (история с яйцами по 17 грн), и новые коррупционные факты — как, например, сделки семьи Гринкевичей. Хотя контракты с этим львовским бизнесменом заключались МОУ уже при руководстве Умерова.
Такие скандалы вокруг работы главного оборонного ведомства страны крайне негативно отражаются на настроениях западных партнеров. Они уже начали уменьшать объемы предоставления военной помощи Украине. Очевидно, что путем обвинений Резникова даже в инспирированных и уже опровергнутых "грехах" был устроен некий "спектакль для Запада". Его главная цель — убедить западное лобби в борьбе с коррупцией.
Но для этого нужны реальные мощные антикоррупционные меры. Здесь "поиска Резникова" будет недостаточно.