Виктор Мороз: Цена памяти
Так, немецкому теннисисту Борису Беккеру то, что он забыл о своем проживании в квартире в Мюнхене и указывал основным своим местом жительства Монако, платя налоги не в немецкую казну, а по более выгодным ставкам в бюджет княжества Монако, стоило 3,6 миллиона долларов США и двух лет лишения свободы условно. При этом, обосновывал свою позицию Беккер отсутствием холодильника в квартире в Мюнхене и частыми переездами по всему миру, а также тем, что он имеет переплату по налогам в размере 3 миллионов долларов США.
Еще одна звезда тенниса Штеффи Граф задолжала государству 7 миллионов долларов США неуплаченных налогов, но ее вину на себя взял ее отец Петер Граф, сообщив, что именно он вел все финансовые дела дочери и она ни о чем не знала.
На днях мир узнал об использовании сотнями чиновников, политиков, бизнесменов для оптимизации налогообложения панамских структур. И если во многих странах политики и чиновники ищут способы как восстановить свою репутацию, а премьер-министр Исландии ушел в отставку, то реакция украинского президента Петр Алексеевич Порошенко, который также был назван среди участников скандала, свелась к тому, что все пояснения предоставят его юридические советники. Но, если звездам тенниса забывчивость простить можно, то руководителю государства едва ли.
В чем же состоит нарушение, допущенное президентом, и являются ли обоснованными объяснения, предоставленные юридической компанией, якобы осуществлявшей подготовку активов президента к продаже.
Следует сказать, что хотя на всех международных встречах президент рассказывает о том, что никаких нарушений с его стороны не было, от уплаты налогов он не уклонялся, коррупцией не занимался, это действительности не соответствует.
Законодательством Украины предусмотрен достаточно четкий порядок передачи активов лица, избранного Президентом Украины.
Так, Президент Украины обязан на протяжении 30 дней после назначения (избрания) на должность передать в управление иному лицу принадлежащие ему предприятия и корпоративные права. При этом четко установлено, что передача корпоративных прав осуществляется путем заключения договора об управлении ценными бумагами, иными финансовыми инструментами и денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, с торговцем ценными бумагами, который имеет лицензию Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами; заключения договора о создании венчурного паевого инвестиционного фонда для управления переданными корпоративными правами с компанией по управлению активами, которая имеет лицензию Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на осуществление деятельности по управлению активами.
Передача корпоративных прав как оплата стоимости ценных бумаг венчурного паевого инвестиционного фонда осуществляется после регистрации Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку выпуска ценных бумаг такого института совместного инвестирования.
При этом, избранный на должность Президент Украины в однодневный срок после передачи в управление принадлежащих ему предприятий и корпоративных прав обязан письменно уведомить об этом Национальное агентство с предоставлением нотариально заверенной копии заключенного договора.
Как видно, ни о каких слепых трастах и оффшорных компаниях для реструктуризации бизнеса Президента речи не идет.
Согласно Конституции Украины, гарантом которой является Президент Украины, последний не может заниматься предпринимательской деятельностью или входить в состав руководящих органов или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли.
Однако, акции компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах (BVI), имеющей целью получение прибыли, оформлены на имя Петра Алексеевича Порошенко и ему принадлежат. Как видно из фотокопий реестра акций и сертификата акций они имеют вполне конкретную номинальную стоимость, но при этом не были указаны ни в налоговой декларации, ни в декларации, которая подается в соответствие с законодательством о борьбе с коррупцией.
Кроме того, действующее законодательство Украины для инвестирования зарубеж в требует наличие лицензии Национального банка Украины. Если верить утверждениям юристов Президента Украины и ему самому акции не были оплачены, что позволяет не получать лицензию НБУ, однако, свидетельствует об "обходе" норм действующего законодательства.
Также не было предоставлено каких-либо доказательств, что акции компании, зарегистрированной на BVI готовили к передаче в траст. Более того, собственником акций указан не траст, а Петр Алексеевич Порошенко. Также следует сказать, что для передачи в траст достаточно наличия голландской компании, о чем не могли не знать юристы Президента.
Таким образом, вместо публичной и открытой продажи бизнеса, Президент Украины пытался или сохранить бизнес за собой или передать его в траст с максимально возможной оптимизацией налогообложения, что, в любом случае, противоречит положениям Конституции Украины в отношении должности Президента и не делает чести Петру Алексеевичу.
Однако, в отставку он не уйдет, а объявить ему импичмент не получится по причине отсутствия четко определенной процедуры импичмента Президенту Украины в действующем законодательстве.
Управляющий партнер АО "Suprema Lex" адвокат Виктор Мороз специально для "ДС"