• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Всех переговорил. Луценко не должно радовать то, что он лучше Шокина

Реклама на dsnews.ua
Отчет в парламенте генпрокурору Юрию Луценко явно удался, что, тем не менее, не должно давать ему повода для оптимизма

Первый год работы на должности генерального прокурора Юрий Луценко отметил, как и подобает настоящей звезде, персональным бенефисом на трибуне Верховной Рады, облеченном в форму отчета за год работы.

Эта процедура, которая по определению должна была быть скучной и бюрократичной, усилиями Юрия Витальевича оказалась достаточно яркой, что для украинских прокуроров крайне нетипично. К примеру, самые знаменитые "попередники" Луценко Виктор Пшонка и Виктор Шокин были куда менее разговорчивы и лишний раз на публике старались не появляться. Пшонка запомнился украинцам как владелец ультрароскошного особняка,и основатель "пшонкастайла" — соответствующего образа жизни, характеризуемого исключительной пошлостью и безвкусицей, а Шокин — как несостоявшаяся жертва крайне странного покушения с использованием тепловизора.

Так что Юрий Витальевич, несомненно, как минимум самый веселый генпрокурор за всю историю независимой Украины. При всем уважении к трижды генпрокурору Святославу Пискуну, который не брезговал появлениями на публике, Луценко тут вне конкуренции. И дело не только в специфическом чувстве юмора и артистизме, главное — Юрий Витальевич за год на должности так и не стал генпрокурором и, скорее всего, им никогда не станет, как не стал в свое время министром внутренних дел и арестантом нежинской колонии. Луценко был, есть и будет публичным политиком, какие бы должности не занимал.

И если политические фигуры на посту министра внутренних дел для нас уже привычны, то большинство предшественников Луценко в кресле генпрокурора были людьми совершенно иного сорта — "прокурорскими". Их путь по карьерной лестнице пролегал не через выборы и публичную политику, а через коридоры и кабинеты прокуратур, что требует совершенно иного характера.

Очень трудно себе представить, чтобы "типичный" украинский генпрокурор позволял себе лирические отступления вроде спича о необходимости "вырвать праздник 9 Мая из рук реваншистов и имперцев" и выйти патриотам всем как один на аналогичную путинской акцию "Бессмертный полк" только с другим знаком; или давал советы исполнительной власти возродить Министерство доходов и сборов, а законодательной — создать судебную антикоррупционную палату. Также "не по-прокурорски" звучали и публичные намеки народным депутатам и целым фракциям о возможных проблемах с законом.

Так что, когда нынешние оппозиционеры говорят, что Луценко ничем не отличается от Шокина, а то и Пшонки, они кривят душой. Юрий Витальевич отличается от них кардинально, потому что он не прокурор, а политик. Хорошо это или плохо? Этот вопрос по большому счету не имеет смысла. То, что должность генпрокурора политическая, — это факт, а то, что до Луценко на ней не было политиков, можно списать на инерцию кучмизма, а то и даже "совка". Нравится это кому-то или нет, а на должности генпрокурора и после Луценко политики будут появляться все чаще со всеми плюсами и минусами этого факта.

Один из главных минусов — это меньшая компетентность политиков в формально-юридических вопросах, что ярко продемонстрировал и отчет Луценко. Собственно, Юрий Витальевич и сам признал, что отсутствие профильного образования мешает ему эффективно работать, что и проявилось в случае явно поспешного обнародования информации относительно представления о снятии депутатской неприкосновенности с депутатов Андрея Лозового и Евгения Дейдея. И потом генпрокурору пришлось по этому поводу оправдываться.

Реклама на dsnews.ua

Еще одно главное отличие политического генпрокурора от прокурорского — это профессиональная тяга политиков к публичности и красивой риторике, что крайне нехарактерно для профессиональных силовиков. Эта особенность может быть как позитивной (открытость и прозрачность для большинства институтов демократического общества — вещь необходимая), так и негативной — в юриспруденции любая нечетко сформулированная фраза или необдуманное слово весят куда больше, чем в политике. Так, в своем отчете Юрий Витальевич умудрился построить такую фразеологическую конструкцию, которая с юридической точки зрения позволяет брать взятки, если с них заплачены налоги. В частности, говоря о проверке е-деклараций, Луценко заявил что-то вроде: "Или покажите источник доходов, или заплатите налог". То есть если налог заплачен, то коррупционное происхождение денег уже никого не интересует?

С другой стороны, политическая подготовка Луценко позволяет ему чувствовать себя намного увереннее "на ковре" у народных депутатов. В свое время и Пшонку, и Шокина некоторые народные избранники могли успешно затроллить каверзными вопросами. С Луценко этот финт явно не прошел, не на того нарвались. Юрий Витальевич сам мастер словесного троллинга. Не так давно под демагогический прессинг Ляшко попал антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий и выглядел на фоне Олега Валерьевича не слишком убедительно. Луценко же легко парировал все попытки Ляшко устроить ему разнос, тут же дав "радикалу" сдачи в виде прозрачного намека на возможное лишение мандатов членов его фракции.

Пригодилось Луценко и его профессиональное политическое умение делать хорошую мину при любой игре, примазываться к чужим успехам, переводить стрелки на "попередников" и другие органы власти. На возможные и во многом обоснованные упреки в отсутствии результата в работе Генпрокуратуры Юрий Витальевич тут же привел кучу цифр, доказывающих обратное; рассказал, как успешно борется с преступностью Нацполиция (разумеется, она бы ничего не смогла без содействия прокуратуры); объяснил, что в борьбе с коррупцией важна не только "крупная рыба", но и рыбешка поменьше (таможенник с $200 взятки — это ведь звено в коррупционной преступной цепи); напомнил, как много воровали во времена Януковича (сейчас столько явно не крадут); пожаловался на судей, которые не справляются с потоком дел и не сажают коррупционеров по своим мотивам, на народных депутатов и Кабмин, которые законодательно не убирают основания для коррупции, и т. д.

В общем, отчет в парламенте за первый год работы Луценко может смело занести себе в актив — депутатам так и не удалось выбить его из колеи. Но и иллюзии, что все идет гладко, у Юрия Витальевича тоже быть не должно. После отчета в парламенте вопросов к Генпрокуратуре меньше не стало, и раньше или позже на них придется давать ответ по существу. Это и все еще нераскрытые резонансные дела — от расстрелов на Майдане до убийства Павла Шеремета, и отсутствие внятного результата в борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, и крайне медленно двигающиеся дела Януковича и многое другое. Вечно прикрываться остроумной политической риторикой при отсутствии конкретных результатов, как не крути, не получится.

    Реклама на dsnews.ua