Венецианская комиссия дала Украине ответ по проверке судейских деклараций

Проверка имущественных деклараций судей является распространенной международной практикой и должна урегулироваться национальным законодательством

Об этом говорится в ответе Венецианской комиссии на срочный запрос президента Украины Владимира Зеленского о полномочиях антикоррупционных органов, передает "ДС".

"Следовательно, создавать или нет, специальный правовой механизм проверки деклараций судей — это не приписывается международным стандартам. И предыдущая модель (в Украине, — прим. "ДС"), когда декларации судей и других государственных служащих проверялись одним органом (НАПК), является широко распространенной в регионе. Это означает, что выбор наиболее подходящего варианта лежит по национальному законодательству", — заявили в Венецианской комиссии.

При этом члены Комиссии констатировали, что Конституция Украины не указывает, какой орган должен проверять декларации госслужащих, пишет Укринформ. В выводах отмечается, что КСУ в своем решении от 27 октября 2020 считает, что проверка деклараций судей осуществляет на них давление.

"Этот аргумент, однако, не ведет к необходимости прекращения действующего механизма проверки деклараций, но, вместе с тем, указывает на необходимость обеспечения соответствующих гарантий против злоупотреблений", — считают эксперты.

Среди возможных путей реформирования механизма проверки финансовых деклараций судей в Венецианской комиссии предлагают, как один из вариантов, наделить такими полномочиями Высшую квалификационную комиссию судей (ВККС).

Как писала "ДС", в ночь на 30 октября президент Владимир Зеленский подал в Верховную Раду законопроект, которым предложил прекратить полномочия действующего состава Конституционного Суда Украины (КСУ). 3 ноября нардепы "Слуги народа" начали собирать подписи под обращением к судьям Конституционного Суда относительно их добровольной отставки. На следующий день соответствующее обращение нардепі передали непосредственно в КСУ.

Напомним, 27 октября КСУ признал неконституционным положение об уголовной ответственности за недостоверное декларирование, а также забрал часть контролирующих функций у Нацагентства по предупреждению коррупции. В частности, было отменено право НАПК вести мониторинг доходов и расходов судей. 28 октября НАПК согласно решению КСУ закрыло доступ к реестру электронных деклараций, однако уже 29 октября Кабмин на внеочередном заседании обязал НАПК открыть доступ к декларациям.