Хотя французское происхождение слова Chevrolet очевидно, биография компании не имеет к Франции практически никакого отношения. Более того — выдающийся гонщик Луис Шевроле сыграл в становлении фирмы, названной его именем, отнюдь не главную роль.
В собственности концерна General Motors находится немало прославленных автобрендов, однако у Chevrolet статус особый. И не только потому, что эта компания выпускает больше половины от всех автомобилей GM на североамериканском континенте и является самым мощным его подразделением. Действительно, статус "самой вкусной изюминки в пироге GM" Chevrolet сохраняет с момента своего слияния с концерном в 1917 г. Однако самое интересное то, что Chevrolet создавалась именно для объединения с GM, причем не как цель, а как средство. Средство вернуть контроль над General Motors ее "отцу-основателю" — Вильяму Дюранту.
Коммерсант Божьей милостью
Имя Вильяма Крапо Дюранта не красуется на логотипе ни одной современной автомобильной компании. История иногда любит выкидывать такие трюки с людьми, стоявшими у истоков всемирно известных автобрендов. Однако человек, который "раскрутил" на рынке Buick, основал General Motors, приобрел для нее Oakland (позже переименованную в Pontiac) и Cadillac, потерял General Motors, основал Chevrolet и с ее помощью вновь вернул себе GM, вряд ли особо переживал по поводу того, чтобы остаться на скрижалях истории. А судя по тому, как Дюрант распоряжался своими капиталами, деньги его, похоже, тоже не очень волновали. Гениального торговца Вильяма Дюранта интересовал сам процесс.
Читая его биографию, не перестаешь удивляться: вот уж поистине воплощение американской жизненной философии! Дедушка-губернатор, состоятельная семья, высокий общественный статус — чего еще желать бостонскому пареньку? Так нет — Вильям Дюрант уходит из школы и начинает работать в принадлежащей деду деревообрабатывающей компании.
В 1885-м, когда ему было всего 24 года, он вместе с партнером по фамилии Дорт открывает фирму по производству повозок и колясок. Через 5 лет Durant-Dort Carriage Company была крупнейшим в Америке производителем конных экипажей с объемом производства 50 тыс. повозок в год, а сам Дюрант стал мультимиллионером.
Первое знакомство Дюранта с коляской на паровой тяге произошло в 1902 г., однако новинка его не особенно впечатлила. Очень много отцов-основателей автомобильных компаний пришли в автобизнес, потому что были без ума от самодвижущихся экипажей. Дюрант был не из тех. То, что новомодные повозки с мотором являются вершиной прогресса, быстро ездят, дарят владельцам удовольствие от скорости — не главное. Главное, что это ходкий товар, который можно продавать в больших количествах и с большой прибылью. Если уметь, конечно.
Вильям Дюрант умел. И как только для него стало очевидным, что автомобили могут быть куда более прибыльным товаром, чем его собственные коляски, Дюрант проявил свое умение в полной мере. Первым объектом приложения его вулканической энергии стал Buick. На посту сначала генерального директора, а потом и президента Buick Дюрант вывел компанию в лидеры американской автопромышленности и выбросил "за борт" ее основателя Давида Бьюика, который не нашел с коммерсантом общего языка.
Для Дюранта успех Buick стал первой победой в его карьере автомобильного топ-менеджера, однако он отнюдь не собирался почивать на лаврах. К 1908 г. у Билли Дюранта окончательно созрела идея создания мегаконцерна, который вобрал бы в себя конкурирующие фирмы и стал бы крупнейшим в США автопроизводителем. Первоначальное название International Motor Car Company было заменено на еще более "глобальное" — General Motors. "Общие моторы" были основаны 16 сентября 1908 г. с первоначальными капиталовложениями в $2 тыс. За 12 дней продажа акций новорожденной компании принесла свыше $12 млн наличными. За акции и денежные средства был приобретен Buick, Olds, Oakland, Cadillac, а также целый ряд компаний-производителей запчастей. После 18 месяцев безжалостной "коммерческой войны" Дюрант скупил для General Motors около тридцати американских автомобильных компаний. Но в приобретательском азарте он перестарался, за что и поплатился.
Дело в том, что, одалживая у банков деньги для своих приобретений, Дюрант с каждым разом попадал во все большую зависимость от кредиторов. Пока General Motors "шла на взлет", все было нормально, но как только статус ее акций ухудшился, реакция банкиров не заставила себя ждать. Самое обидное, что проблемы для GM возникли не на автомобильном фронте. Одна из купленных Дюрантом компаний, Heany Electric, владела патентом на электрическую лампочку. General Electric, обладавшая аналогичным патентом, подала в суд и доказала, что патенты Heany Electric были подделаны. Судебные разбирательства привели к тому, что GM потеряла большие деньги, и ее финансовый статус пошатнулся. Банки согласились поддержать компанию и даже позволили уговорить себя отказаться от первоначальной идеи раздела GM. Но, получив взамен крупный пакет акций, они получили и контроль над компанией. Дюранту указали на дверь.
Деньги для двоих
Почти для любого катастрофа таких масштабов стала бы финалом деловой карьеры, но только не для Билли Дюранта. "I'll be back", — решил он и с поистине "терминаторской" целеустремленностью взялся за воплощение проекта, который должен был вернуть ему контроль над GM. Идея поражает своей авантюристичностью: создать еще одну автокомпанию, выпустить автомобили, пользующиеся повышенным спросом, заработать денег и за счет прибыли скупить контрольный пакет General Motors. Вряд ли бы эта авантюра удалась, если бы не еще одна гениальная маркетинговая находка Дюранта: сделать "лицом и именем" своей новой компании знаменитого автогонщика Луиса Шевроле.
В начале XX в. имя Шевроле было легендой для всех поклонников автоспорта на североамериканском континенте. Родом из французской Швейцарии, Луис Шевроле с молодых лет увлекался техникой, работал механиком. Знакомство с миллионером Вандербильтом, которому Шевроле однажды отремонтировал автомобиль, предоставило молодому механику и автогонщику шанс изменить судьбу. В 1900 г. Луис Шевроле эмигрировал в Америку, работал на заводах Dion-Bouton и Fiat и участвовал в автомобильных ралли. Он считался одним из лучших гонщиков мира, в 1905-м установил рекорд скорости в 109 км/час, а два года спустя стал официальным гонщиком в команде Buick. Секрет Луиса Шевроле прост — он храбр до безумия, и в гонках не жалел ни себя, ни автомобиль. Существует интересная история о его бесшабашности. У Луиса было два младших брата, которые тоже стали автогонщиками и вошли в команду Buick. Когда Вильям Дюрант, будучи президентом компании, выбирал себе личного водителя, он взял не Луиса, а его младшего брата Артура — потому что тот ездил поспокойнее. Третий брат, Гастон, несколько лет спустя разбился насмерть во время соревнований, после чего Луис Шевроле решил оставить гоночную карьеру.
Создавая новую компанию, Дюрант решил привлечь в нее Луиса Шевроле. Его вклад в проект — имя, слава автогонщика и, в меньшей степени, — опыт автомобильного инженера и конструктора. Дюрант же обеспечил деньги, знание рынка, а по некоторым слухам — и готовые чертежи нового автомобиля, "прихваченные" им из GM. 3 ноября 1911 г. компания "Шевроле Мотор Кар" официально начала свою деятельность.
Наперегонки с Генри Фордом
Первым автомобилем Chevrolet стала модель Classic Six. Классическая шестерка, в полном соответствии со своим названием, была оснащена 6-цилиндровым двигателем объемом 4,9 л и мощностью 40 л.с. и могла разгоняться до 105 км/час. Большой пятиместный автомобиль стоил недешево — $2150, однако высокая цена оправдывалась богатым оснащением: складной верх, ветровое стекло, четыре двери, набор инструментов и даже электрическое освещение — по тем временам настоящий эксклюзив. За первый год было продано более трех тысяч "шестерок". Однако Дюранту нужен был куда более массовый спрос. Его обеспечила более дешевая Baby Grand, оснащенная 4-цилиндровым двигателем мощностью 24 л. с. Однако, по слухам, именно переход к производству "простых" автомобилей стал причиной размолвки между Дюрантом и Шевроле (вполне понятно, что профессионального гонщика такие машины не вдохновляли). Однако заказывает музыку тот, кто платит деньги — деньги платил Дюрант, и в 1914 г. Луис Шевроле навсегда покинул компанию, названную его именем.
Но как раз к тому времени Chevrolet уже обзавелась не менее известным атрибутом — своим знаменитым логотипом в виде косого креста или "галстука-бабочки". Сам Дюрант впоследствии рассказывал, что его вдохновил рисунок на обоях в одном из французских отелей. Дюрант оторвал кусок обоев и долго носил его в своем кошельке, пока не нашел применение рисунку в качестве эмблемы Chevrolet. Правда, достоверность этой истории небезупречна: жена Дюранта вспоминала, что рисунок "косого креста" Билли впервые увидел в одной из виргинских газет. Некоторые исследования обращают внимание на то, что подобная символика часто встречается в Швейцарии — родине Луиса Шевроле. Однако как бы там ни было, в 1914 г. на автомобилях Chevrolet появляется один из самых известных торговых знаков в мире.
А два года спустя, в 1916 г., был выпущен автомобиль, благодаря которому Вильям Дюрант достиг своей цели. "Модель 490" стала первым настоящим бестселлером Chevrolet. Цифровой индекс означал первоначальную цену в $490, что было немного дороже, чем цена главного конкурента — "Форд модель Т". Но зато тут были электрические фары и стартер! Был период, когда продажи Chevrolet 490 превосходили продажи "Модели Т". Не зря сам Дюрант говорил: "Ее может продать и младенец". Год спустя после начала производства продажи 490 модели перевалили за 100 тыс. экземпляров.
Возвращение и расставание
Прибыль, которую заработала Chevrolet на "Модели 490", а также отличная репутация компании на рынке позволили Вильяму Дюранту аккумулировать достаточно средств, чтобы начать скупку акций General Motors. Чтобы поскорее получить контрольный пакет, он предлагал пять акций Chevrolet за одну акцию GM.
В 1916 г. Дюрант пришел на собрание акционеров GM. Перед началом собрания президент компании Чарли Нэш, которого сам Дюрант некогда назначил на руководящую должность и который впоследствии "отблагодарил" его, заняв президентский пост в GM, предложил Вильяму отойти в сторонку для разговора. Срок трастового соглашения с банками-кредиторами истекал, а от его продления напрямую зависела судьба компании. "Нам удалось договориться о продлении договора, так что у General Motors не будет проблем", – сообщил Нэш Дюранту. "Проблем действительно не будет, — ответил Дюрант, — но мы не будем возобновлять договор. Дело в том, что сейчас General Motors принадлежит мне". По инициативе Дюранта председателем совета директоров стал химический король Пьер Дюпон, Chevrolet вошел в состав GM. В кульминации этой драматичной сделки Дюрант уволил Нэша и занял пост президента General Motors. И начал работу с прежним размахом. Руководителю Buick Уолтеру Крайслеру, которого очень ценил Дюрант, платили в GM $50 тыс. в год. Прослышав, что Крайслер хочет уйти в Packard, Дюрант поднял ему зарплату в десять раз (тогда Крайслер остался, но через несколько лет все-таки ушел). По инициативе Дюранта в Детройте был построен офисный комплекс GM — по тем временам самое большое офисное здание в мире.
Однако неумеренная склонность к скупке активов в сочетании с ослаблением рынка привела к падению акций GM и второму уходу Дюранта из компании. На этот раз — навсегда. Он попытался взять реванш еще раз, создал автомобильную компанию Durant Motors, успешно конкурировал с недорогими моделями Chevrolet, вновь сколотил состояние в $50 млн — однако Великая Депрессия похоронила его планы вновь отвоевать GM. Последним масштабным проектом Дюранта стала идея создания сети центров для игры в боулинг, однако ей не суждено было воплотиться в жизнь.
Chevrolet же успешно развивалась в составе General Motors. Эмблема косого креста украсила немало выдающихся автомобилей — таких, как единственный серийный спортивный автомобиль США Сhevrolet Corvette, роскошная Impala, "дорожный крейсер" Caprice или внедорожник Blazer. Начало третьего тысячелетия стало началом экспансии Chevrolet на европейский рынок с моделями, разработанными под вкусы и потребности Старого Света. К примеру, компактный Chevrolet Aveo сейчас популярен в Украине так же, как некогда был популярен в США его концептуальный предшественник Chevrolet 490.