ЛУЧИ И ЗВЕЗДЫ ПЕТЕРА ПФАЙФФЕРА

Сорок лет в Merсedes, из них 19 лет — у руля подразделения по дизайну. Немногие топ-менеджеры автомобильного бизнеса могут по-хвастаться подобным послужным списком. Но примечательно даже не это. Поражает, как много новых и неординарных вещей удалось сделать Петеру Пфайфферу за те десятилетия, на протяжении которых он отвечал за дизайн всего модельного ряда "Мерседесов". А ведь такой длительный период работы, как правило, не способствует новаторству: человеку свойственно не только ошибаться, но и по-вторяться.

Как улучшить Mercedes

Профессор Пфайффер не только выдавал на-гора интереснейшие дизайнерские новации на всем протяжении своей карьеры. Он сумел не попасться в ловушку, которая стоила немалого количества нервных клеток его коллегам, отвечающим за дизайн автомобилей с длительной "родословной". Дело в том, что очень часто любая попытка более-менее существенных изменений в облике (а ее неизбежно диктуют прогресс и

потребительское желание новизны) воспринимается в штыки — как атака на исконную стилистику марки. В случае с Mercedes-Benz соблюдать баланс между сохранением сущности бренда и необходимостью внедрения чего-то нового было на порядок сложнее, чем в случае с любой другой автомобильной компанией. Просто потому, что это — Mercedes-Benz. Марка, которая возникла 105 лет назад и уже два-три десятилетия спустя стала излюбленным выбором сильных мира сего: от фюреров и генсеков до мультимиллионеров.

На протяжении этих десятилетий компания Daimler-Benz (и все ее последующие бизнес-модификации) смогла создать у потребителей убеждение, что Mercedes — самый авторитетный бренд среди всех представительских автомобилей. Есть премиум-класс, а есть Mercedes — и эту точку зрения разделяют не одни лишь постсоветские нувориши с их пресловутой страстью к "шестисотым мерсам". Самое интересное, что это мнение относится не только к таким авто, как S-класс, но и, например, к представительским купе CL, представительским спорткарам SL и даже "представительскому автомобилю для жены" — A-классу. И нет ни малейших сомнений, что дизайн является главным критерием, позволяющим сначала сформировать такое мнение, а потом, что гораздо сложнее, его удерживать.

Если несколько десятилетий назад жизненный цикл модели Mercedes составлял 10-18 лет, то в наши дни он сократился втрое. Соответственно, гораздо чаще приходится изобретать что-то совершенно новое для привлечения "свежего" поколения потребителей. И это новое в случае с премиум-классом должно быть таким, чтобы от одного вида захватывало дух и распахивало кошелек. При этом новизна не может противоречить "старому", а наоборот — должна гармонично его продолжать.

"Если вы оглянетесь на 20 лет назад, то дизайн Mercedes-Benz был очень престижным и ориентированным на статус, — объяснял Петер Пфайффер. — Крупнейшее изменение наших дней состоит в том, что мы привнесли в дизайн больше эмоций. Если раньше стилистика Mercedes обращалась к мозгу, то сейчас она говорит с вашим сердцем".

На самом деле, переход на эмоциональный автодизайн является ведущим современным трендом мирового автомобилестроения, и подобный прием применяют практически все. Но заслуга Пфайффера состоит в том, что он нашел очень эффективные — и эффектные — приемы конкретного решения этой общей задачи.

По образу и подобию купе

Привлечь эмоции в автодизайн можно многими способами: к примеру, придать автомобилю хищный облик или поэкспериментировать с футуристической стилистикой. Ни то, ни другое для Mercedes не годилось "в чистом виде": статусный автомобиль должен быть в меру консервативным, иначе он неминуемо потеряет часть аудитории. Петер Пфайффер сделал сильный и нетривиальный ход: он применил в дизайне моделей Mercedes стилистику купе. Двухдверный автомобиль с характерно снижающейся линией крыши всегда воспринимался как более спортивный, мощный и динамичный. Но для того чтобы назвать новую модель Mercedes CLS четырехдверным купе и позиционировать ее как новый класс автомобилей, нужна была революционная смелость. Хотя в этом случае риск обеспечил шампанское: несмотря на то, что с формальной точки зрения Mercedes CLS является седаном, сегодня, спустя четыре года после его премьеры во Франкфурте, название "четырехдверное купе" уже никому не кажется странным. Авто с элегантно спадающей линией кузова (как и положено купе), длинным капотом, крупными фарами-"бумерангами" получилось очень красивым и, без сомнения, эмоциональным. При этом оно было гораздо практичнее

(и респектабельнее) классического двухдверного купе. Благодаря CLS у Mercedes появился очень сильный конкурент для BMW 6 серии, и это был не буквальный аналог, а новая и неожиданная альтернатива.

Интересно, что тот же прием "подражания купе" Петер Пфайффер применил еще раз — в Mercedes R-класса. В данном случае гибрид "паркетного внедорожника" и купе должен был занять нишу между моделями Mercedes M и GL классов. Главная фишка экстерьера R-класса — все та же купейная линия кузова. По мнению Пфайффера, подобный облик должен был создать визуальную ассоциацию с идеями простора, динамизма, эмоций и скорости. Увы, в данном случае эксперимент получился слишком радикальным: спрос на купе-внедорожник оказался ниже ожидаемого. Вряд ли это вина дизайна, скорее всего, маркетинговая ниша, отведенная R-классу, была слишком узкой. Впрочем, это не помешало данной модели получить одну из самых престижных наград в дизайнерском мире — премию Red Dot.

Кстати, у CLS и R-класса есть еще одна общая черта — характерная жалюзиподобная решетка радиатора с интегрированной в нее крупной эмблемой Mercedes — трехлучевой звездой. Для подобного приема с эмблемой у Пфайффера найдется еще одно интересное применение, но об этом чуть позже.

От С до S

Можно назвать две модели, которые в настоящее время для Mercedes-Benz играют ключевую роль. Дизайн обеих создавался под идейным руководством Петера Пфайффера, и результат превзошел ожидания. Первая модель — это легендарный S-класс, тот самый "600-й мерс" из анекдотов. В Украине же особая любовь к новому S-классу послужила поводом для нескольких громких скандалов на тему, имеет ли право высший чиновник ездить на такой машине. Дизайн каждой новой серии этой флагманской модели Mercedes-Benz — большое событие для компании. И именно в новом S-классе, представленном в начале 2006 г., Петер Пфайффер показал, на что способен. Если предыдущая модель (код W220) отличалась плавными округлыми линиями кузова, то формы W221 выглядят намного радикальнее. Острые и тугие линии капота, подчеркнутые выступы колесных арок чередуются с чистыми спокойными плоскостями. Именно это чередование стало еще одной характерной чертой дизайна Mercedes. Раз-работавший и внедривший данную идею Петер Пфайффер признается, что для новых моделей Mercedes существует соотношение: от 2 до 5% в дизайне должно быть унаследовано от предыдущего поколения, а остальное — обеспечить четкое отличие новинки от предшественника. Скорее всего, классического наследия в S-классе больше 5%, но различие очень велико, как по меркам консервативного премиум-класса. Примечательно, что в данном случае самой радикальной, по меркам дизайна, получилась не фронтальная часть, а корма: по характерным "слоистым" задним фонарям и спадающему от заднего стекла "языку" багажника новый S-класс распознается безошибочно.

Но все же финальным аккордом Пфайффера стала другая модель Mercedes — не столь крутая, как S-класс, но не менее важная для компании. Речь идет о С-классе — стартовой модели в линейке седанов Mercedes. Именно с С-класса в Западной Европе традиционно начинается "мерседесизация" потребителей: купив свой первый Mercedes, они в процессе карьерного и финансового роста остаются приверженцами этого бренда и в дальнейшем. Несмотря на то, что С-класс — самый дешевый из седанов Mercedes, он должен быть "Мерседесом" во всем. И прежде всего — в дизайне. Но при этом не "забегать на территорию" старших братьев по линейке. В новом поколении С-класса (W204), презентованном в январе 2007 г., данный баланс блестяще соблюден.

С этой целью Пфайффер применил еще один нетривиальный ход: С-класс был представлен в двух модификациях, обозначенных как SE и Sport. В первой акцент сделан на представительский комфорт, во второй — на эмоциональную спортивность. Чтобы сильнее подчеркнуть различия, спортивный С-класс имеет эмблему не на капоте (как большинство седанов), а интегрированную в решетку радиатора. По сравнению с предшествующей моделью новый С-класс смотрится "взрослее", мощнее и агрессивнее. На смену сдвоенным ассиметричным фарам пришла более классическая трапециевидная оптика. Решение задних фонарей напоминает S-класс, но "полоски" тут пошире, а сам дизайн несколько попроще. Но в общем новый С-класс производит очень мощное впечатление: стоит ожидать, что и на постсоветском пространстве, где когда-то он воспринимался как модель несерьезная, в отличие от E и S классов, этот неуместный стереотип будет забыт.

Уходя "на покой", 65-летний Петер Пфайффер оставляет Mercedes с немалым количеством перспективных дизайнерских заделов. Это — и представленный недавно роскошнейший концептуальный кабриолет Ocean Drive, и умопомрачительный суперкар McLaren SLR, и городские "малыши" Smart, и многое другое. Впрочем, теперь "главным по дизайну" в Mercedes будет другой человек: летом должность Пфайффера займет 39-летний Горден Вагенер, в настоящее время возглавляющий североамериканское дизайнерское подразделение Mercedes. Как изменится при нем стратегия и тактика дизайна Mercedes, мы увидим уже скоро.