Скорая реформация
После окончания Донецкого медуниверситета Михаил Доний несколько лет трудился хирургом в одной из местных больниц. Поскольку врачебная практика в родном отечестве не приносила достойных доходов, вскоре он всерьез задумался о работе за рубежом. Обратившись в рекрутинговое агентство, Михаил довольно быстро нашел работу по специальности в Сирии. Отработав год в сирийской больнице, он заключил годовой контракт с одной из клиник Тринидада и Тобаго. В этих странах Михаилу платили столько, что по возвращении он смог купить трехкомнатную квартиру в Санкт-Петербурге, и там же он без труда устроился хирургом в одну из больниц. Живет в России уже полгода и возвращаться в Украину не собирается: говорит, там врачам платят куда больше, нежели на родине.
Впрочем, в России работает много украинских врачей. Особенно в сельской местности. "Два года назад правительство РФ подняло до $500 зарплату медикам, работающим в сельской местности, плюс оплата коммунальных услуг и бесплатное жилье на период работы, — говорит Александр Орда, первый заместитель министра здравоохранения Украины. — И в результате наши доктора сели на велосипеды и уехали из приграничных районов в близлежащие российские села". По словам первого замминистра, сегодня в медучреждениях не хватает не только врачей, но и медсестер, которые также в большинстве своем подались за рубеж.
Верю — не верю
Дабы не остаться без медицины вообще, Украина решила также провести реформу здравоохранения, начав ее с реорганизации службы скорой помощи. С этой целью Минздрав разработал "Госпрограмму создания единой системы предоставления экстренной медпомощи на период до 2010 года" (далее — Программа), которую 5 ноября текущего года утвердил своим постановлением Кабмин. За три года на Программу предполагается выделить из государственного бюджета более 328,4 млн грн. Чтобы понять, много это или мало, достаточно сравнить эту цифру с суммой, которая заложена в проект Госбюджета-2008 на амбулаторное и стационарное лечение народных депутатов — более 200 млн грн. Так что на кардинальные изменения в системе скорой помощи рассчитывать вряд ли приходится. К тому же, считает главврач медцентра "Добробут" Владимир Богомаз, за последние годы было принято множество программ в области здравоохранения, но практически ни одна из них не работает.
Тем не менее за выделяемые на Про-грамму деньги в Украине должна появиться своя службы спасения ("911"), у которой будет единый канал связи для вызова экстренной помощи. "Сегодня в каждом отдельном регионе в подразделениях скорой помощи установлена своя система связи, которая не имеет выхода на соседей, — объясняет Александр Орда. — Получается абсурдная ситуация: на границе Запорожской и Днепропетровской областей есть села, которые территориально принад-лежат Запорожью, но до ближайшего населенного пункта этой области — 15 км, а до Днепропетровской — 2 км. В итоге Днепропетровская область не оказывает помощь, потому что это не ее территория, а достучаться до Запорожской они не могут, потому что система связи разная".
Теперь же Межведомственная комиссия по вопросам лицензирования использования радиочастот должна выделить для скорой помощи частоту, которая будет единой по всей Украине. Причем к этому каналу планируется подключить не только отделения скорой медпомощи, но и ГАИ, и пожарные, а также другие спасательные службы — чтобы вызов шел во все структуры одновременно. Предполагается, что первую медпомощь пострадавшим в ДТП будут оказывать не только медики, но и сотрудники ГАИ, пожарные. Для этого, по словам Александра Орды, разработана отдельная программа подготовки персонала, который будет работать в системе скорой помощи.
Идея МОЗ, безусловно, хорошая, но есть сомнения, что выделяемые на реформу деньги не будут потрачены впустую. Во-первых, для синхронизации работ по оказанию скорой помощи нужна работа всех служб на одной радиочастоте. В Минздраве обещают уже в ближайшем будущем закупить одинаковые для всех отделений скорой помощи радиостанции. А вот какие радиостанции будут закупать остальные ведомства, и вообще, будут ли закупать, неизвестно. Во всяком случае, данная Программа не распространяется на другие министерства.
Во-вторых, для того чтобы в Украине заработала служба спасения, нужны законодательные изменения — ни МВД, ни МЧС подобными функциями не наделены. В-третьих, непонятно, кто будет финансировать региональные учебные центры по подготовке парамедиков. В Минздраве заверили "ВД", что Программа будет финансироваться из двух источников — государственного и местного. Если открытие учебных центров "повесят" на местные бюджеты, вряд ли таковые вообще должны быть открыты.
Также есть сомнения, что в регионах при больницах будут открыты специализированные отделения для приема пациентов скорой помощи. Хотя это предусмотрено упомянутой Программой, — при дежурных больницах будут созданы полноценные приемные отделения, где кадровый состав будет работать только с пациентами скорой помощи. Предполагается, что за счет открытия спецотделений штат сотрудников экстренной медпомощи увеличится на 11% (сегодня в этой системе трудятся более 6 тыс. человек). Но все дело в том, что из госбюджета на упомянутые спецотделения денег выделяться не будет. В Минздраве говорят, что открытие отделений — прерогатива территориального органа. Но тут возникает два вопроса: где местные власти возьмут на это деньги и какой смысл открывать новые отделения, если врачей и медперсонала и так не хватает: на 10 тыс. населения сегодня приходится 43 врача и 94 медсестры.
Врачу, излечися сам
"Сегодня недоукомплектованы медработниками не только государственные, но и частные клиники, — говорит Михаил Радуцкий, президент клиники "Борис". — Но если частные медучреждения не могут укомплектовать штат из-за того, что на рынке нехватка квалифицированных кадров, то государственные клиники испытывают нехватку работников из-за того, что не могут предложить им достойную зарплату".
В среднем по стране ставка врача составляет 750 грн., а медсестры и того меньше — 300 грн. И Программа по реформированию службы скорой помощи не предусматривает повышения зарплаты медработникам. Хотя именно с этого следовало бы начинать реорганизацию. Причем в МОЗе и сами это понимают, видя в низкой зарплате медработников причины коррупции среди врачей.
Реформа скорой помощи предполагает единый стандарт комплектации бригад и автомобилей скорой помощи. Чтобы добиться этого самого единства, МОЗ планирует централизованно закупить медпрепараты, автомобили и оборудование для них. Как сообщили "ВД" в Минздраве, приобретать все это будут на тендерах, по минимальным ценам, потому для участия в тендерах по закупке медпрепаратов и оборудования будут приглашать, в основном, украинские компании. С тем, какой транспорт должен закупаться для скорой помощи, министерство пока наверняка не определилось. Известно только, что для сельской местности будут закуплены УАЗы, а для перевозки детей и беременных женщин предполагается приобрести реанимобили евро-класса. По словам Александра Орды, ежегодно в течение трех лет планируется централизованно закупать по пять тысяч машин (до сих пор в год приобретали одну тысячу).
Но даже если МОЗ закупит только УАЗы, денег, предусмотренных Программой, вряд ли хватит. Минимальная стоимость УАЗа — $8 тыс. или 40 с лишним тыс. грн. Нетрудно подсчитать, что на 15 тыс. автомобилей понадобится не менее 600 млн грн. В Минздраве заверили "ВД", что на закупку автомобилей скорой помощи в госбюджет будут заложены отдельные средства — по 500 млн грн. ежегодно. Пока же 70% парка автомобилей медицинского назначения составляют машины со сроком эксплуатации 10 и более лет. В целом парк машин скорой помощи насчитывает около 4 тыс. авто (1 машина на 12 тыс. населения).
Вызвать "неотложку"
Руководители частных клиник, имеющих собственные службы скорой помощи, в разговоре с корреспондентом "ВД" выразили сомнение, что данная реформа способна что-либо изменить. По их мнению, реорганизацию следовало бы начинать с разделения единой "03" на две службы: скорую и неотложную помощь. К компетенции "скорой" должны относиться все экстремальные случаи: падения с высоты, ДТП, травмы, полученные во время пожара, серьезные отравления, попытка суицида. Все остальное — в ведении неотложной помощи.
"Сегодня служба скорой помощи в 90% случаев выполняет не свои функции, — говорит Михаил Радуцкий. — Во всем мире вызов врача на дом — очень дорогостоящая услуга, и ее могут позволить себе немногие. В нашей же стране люди вызывают "скорую", даже когда у них мигрень или температура 37,5".
"Все это – функции "неотложки", — соглашается с коллегой Игорь Скурихин, генеральный директор клиники "Медиком". — Задача скорой медпомощи: приехать к месту происшествия, оказать первую медпомощь потерпевшему, забрать его и доставить в больницу. Потому-то услуги скорой помощи во всем мире бесплатные".
Впрочем, реформирование службы скорой помощи по западным стандартам в Украине вряд ли возможно, ибо следующим шагом подобных изменений должно стать введение официальной платы за вызов "неотложки". А это подрывает давно не действующий в Украине постулат о бесплатной медицине, и потому вряд ли хоть какое-то руководство МОЗ возьмет на себя смелость пойти на такой шаг. При том, что неофициально население давно оплачивает услуги медиков. "В Киеве, в какое бы медучреждение вы не обратились, получить бесплатно помощь практически невозможно", — заметил Александр Орда.
Вот только держась за желание во что бы то ни стало сохранить бесплатную медицину, Украина рискует разрушить саму систему здравоохранения как таковую, потратив в будущем намного большие средства на ее воссоздание, ведь украинские врачи и медсестры — наиболее востребованные специалисты за рубежом. "Нужно перестать себя обманывать: в нашей стране никогда не было бесплатной медицины, — говорит Михаил Радуцкий. — Но при нынешних условиях финансирования больница получает деньги из бюджета только за то, что она именуется больницей. Даже если у нее нет пациентов. На самом деле такую больницу следует закрывать, а платить государство должно только за оказанную услугу".
Именно разграничение функций скорой и неотложной помощи, с четким определением их услуг, где лишь часть будет бесплатной, способно дать толчок к реформе службы "03". А когда государство введет официальные тарифы на услуги медиков, у правительства не будет возникать вопросов, где брать деньги на зарплату врачам и как решать проблему нехватки специалистов в области медицины. Врачи будут сами себя содержать. И если зарплата врача вырастет до 5 тыс. грн./мес., проблема утечки медиков за кордон исчезнет сама по себе.