Повышение импортных пошлин на 5% — не тот вопрос, из которого стоит делать трагедию — полагает почетный президент корпорации "УкрАВТО", народный депутат Тариэл Васадзе. Свою позицию он изложил в интервью "ВД".
Отечественный автопром находится в состоянии неопределенности. Еще в апреле объемы продаж автомобилей били все рекорды. Но уже в мае, после изменения правил игры, на рынке возникла паника, продажи существенно упали. Как рынок будет развиваться в дальнейшем?
— С одной стороны, апрель-май являются традиционным периодом повышенного спроса и, соответственно, роста объемов продаж автомобилей как новых, так и подержанных. Но апрельский рекорд этого года был в большей степени спровоцирован заявлениями членов правительства. Озвучивались варианты и резкого увеличения пошлин, и других составляющих суммарных налогов… Естественно, это подстегнуло покупателей. В первую очередь это вылилось в рост продаж автомобилей, произведенных в Украине, которые после введения новых правил игры (изменений к закону о госбюджете на 2005 г., принятых парламентом 25 марта 2005 г., отменивших льготы для ЗАЗа — прим. "ВД") подорожали на 25-28%. Поскольку налоговые изменения вступали в силу поэтапно (НДС на автомобили был введен 31 марта 2005 г. — со дня опубликования закона о внесении изменений в госбюджет на 2005 г., а импортные пошлины повышались с мая), а у дилеров оставались серьезные переходные остатки на складах, это позволило оттянуть момент повышения цен. В этот период автолюбители активно скупали машины по старым ценам. Вот основная причина, приведшая к рекордным продажам.
- Что будет дальше?
— Если мы говорим о проекте закона об увеличении импортных пошлин на 5% (соответствующий законопроект парламент принял в первом чтении 23 июня — прим. "ВД"), то я сразу хочу отметить, что он не приведет к подорожанию импортных машин. Цены должны остаться на прежнем уровне. Так, как было до принятия Закона "О внесении изменений в бюджет" и других законодательных актов.
- Как это так?!
— Все дело в том, что когда пошлина на импортные автомобили составляла 15%, тогда с них взимался еще и акциз. Сейчас акциз практически равен нулю (0,5% от стоимости авто — прим. "ВД). Так что суммарно в цене автомобиля налоговая составляющая практически не изменилась, и, следовательно, импортные машины почти не подорожали.
- Вы сказали "почти"…
— На автомобили с объемом двигателя свыше трех литров цены, наоборот, даже упали. Также снизилась стоимость растаможивания дешевых авто с объемом двигателя меньше трех литров. Поэтому повышение импортных пошлин на 5% — до 25% восстановит прежние правила игры.
-Тогда почему рынок лихорадит? Почему он, так сказать, проваливается? Ведь продажи падают…
— Рынок не проваливается. Емкость рынка имеет свои пределы. Если в этом году ожидались продажи на уровне 250-260 тыс. новых автомобилей, то бум привел лишь к перераспределению объемов продаж во времени, но не к росту рынка. Просто в апреле было продано больше автомобилей, чем прогнозировалось, а в мае-июне — меньше. Но в целом емкость рынка осталась неизменной. В этом нет ничего удивительного, ведь революционного изменения импортной пошлины не произошло, она выросла всего на 5%. Сейчас предлагается повысить ее еще на 5%. Резкого роста цен не будет.
- Возьмем еще один фактор — резкое изменение курса евро, вследствие чего рентабельность импортеров европейских машин серьезно падает. Если раньше импортеры могли хоть как-то компенсировать увеличение импортных пошлин за счет уменьшения нормы прибыли, то теперь они вынуждены перекладывать их на плечи покупателей, т.е. закладывать в цену авто. Так что цены все-таки могут вырасти и за счет курсовой составляющей…
— Колебание курса евро не так сильно влияет на цены. Ведь в течение нескольких лет курс европейской валюты вырос с $0,8 до $1,2-1,3. Сейчас вновь снизился на 10-15%. На цене машины это существенно не отражается.
- Так все-таки, чего же ждать рынку? Цены будут расти или снижаться? К чему приведет увеличение пошлины на импорт авто до 25%? Май уже показал, что автолюбители не спешат покупать машины по новым ценам…
— Все будет зависеть от правительства и парламента. Но тут надо разобраться в нескольких принципиальных вещах. Я понимаю импортеров, которые, лоббируя сокращение импортных пошлин, пытаются увеличить свои продажи. Но я не понимаю правительство, которое не поддерживает внутреннего производителя! Мы в правительстве неоднократно говорили, что внесение таких изменений (отмена льгот — прим. "ВД") приведет к падению внутреннего производства. Они лишают работы украинских рабочих, которые работают на наших заводах! Мы не должны создавать лучшие условия для импорта, так как в этом случае мы будем работать на чужой конвейер. Я хотел бы особо подчеркнуть тот факт, что Президент требует от правительства создать миллионы новых рабочих мест. С другой стороны, складывающаяся ситуация вокруг Запорожского автомобильного завода, отмена для него льгот привели к тому, что через месяц-другой встанет вопрос об увольнении 18 тыс. человек.
- Всех 18 тыс.?
— Поймите, люди, работающие в Запорожье, производят автомобили полномасштабным способом. Помимо производства автомобилей (которое включает процессы сварки, окраски, сборки), заводчане производят еще десятки тысяч деталей и узлов для автомобилей. И в результате все эти люди могут оказаться невостребованными. Сейчас все идет к тому, чтобы размещать у нас только крупноузловую сборку — прикручивать колеса, руль и продавать машины. Вся законодательная база направлена на стимулирование этого вида деятельности. А я вам скажу, одной тысячи человек достаточно для крупноузловой сборки 200 тыс. автомобилей и даже 300 тыс. автомобилей. Тогда всем остальным занятым на производстве просто нечего будет делать. Но самое главное, что в этом случае не создается никакая прибавочная стоимость. Нас обвиняют в том, что мы хотим пересадить всех на "Таврии". Да никто об этом не говорит! У нас есть заводы в Украине — в Запорожье, Луцке, Кременчуге — которые выпускают разные модели с разной степенью локализации производства. Мы выпускаем Chevrolet, Opel Astra. Это что, плохие автомобили?! На "Таврии" мы предлагаем ездить тем, у кого есть минимальные накопления. Ну, где еще в мире новый автомобиль стоит $3,5 тыс.?!
- Ну… это — теория, все-таки давайте вернемся к практике. Вы говорите, что ситуация сложная, возможны увольнения, какова ситуация с конвейерами в Запорожье?
— Конвейер Opel Astra остановлен с 20 мая, Chevrolet загружен сейчас на 40%. Merсedes перестали собирать на второй день после принятия закона о внесении изменений в госбюджет на 2005 г. в апреле.
- Как быстро вы планируете восстановить производство. Насколько я понимаю, без запуска производства снижения цен не произойдет?
— Остановить производство можно очень быстро, а вот чтобы запустить его вновь, потребуется много усилий. Это вопрос восстановления логистических связей, которые выстраиваются годами. Останавливая выпуск машин, мы делаем заложниками ситуации наших партнеров. Люди, которые принимают на правительственном уровне решения об отмене льгот, видимо, плохо представляют, к чему это может привести. Ведь на одного рабочего нашего предприятия приходится минимум семь человек на смежных предприятиях. И это одно из преимуществ автомобильной индустрии для государства. Создается целая инфраструктура на базе одного предприятия, создаются дополнительные рабочие места. Поэтому многие развитые страны дотациями и субсидиями поддерживают своих производителей.
- У вас есть научно-обоснованные расчеты относительно того, сколько времени потребуется на запуск производства, если правительство все же согласится с вашими предложениями?
— Чтобы выйти на те объемы, которые у нас были ранее (в марте, до вступления в силу изменений к закону о госбюджете на 2005 г., с конвейера ЗАЗа сошло 14 045 авто — прим. "ВД"), нам потребуется не менее полугода. Даже если бы нам вернули льготы, год уже потерян. Что я имею в виду? Мы остановили конвейер на два месяца, а потеряли полгода. При этом увеличение импортных пошлин на 5% существенно заводу не поможет. Это обеспечит нам лишь возможность держаться на плаву. Мы не сможем думать о развитии, запускать в производство новые модели. Нам говорят, что за рубежом производители работают с рентабельностью в несколько процентов. Но при этом почему-то забывается, что в Украине и на Западе разные подходы к бухучету и определению рентабельности. Например, нормы амортизации у нас существенно выше, чем на Западе, где затраты на модернизацию, создание новых продуктов относятся на себестоимость, а не осуществляются из прибыли. Никто не смотрит, что вкладывается в себестоимость у нас и у них. У нас делают все для сокрытия всех возможных доходов, а не для развития производства.
- Предположим, парламент принимает решение повысить импортные пошлины еще на 5% — до 25%. Как быстро вы сможете восстановить производство Opel Astra, Chevrolet, Merсedes и других моделей?
— Представим себе, что свершилось чудо: объемы производства восстанавливаются за ночь. Отреагирует ли моментально рынок на эти изменения? Для того чтобы восстановить свое положение на рынке, нам понадобится, наверное, более года. Ведь нужно будет поменять философию работы. Необходимо не только наштамповать автомобилей по определенной цене, а еще и продать их. Чтобы выйти на определенную цену, необходимо все-таки возвращаться к определенной локализации производства, чтобы цена была приемлемой для автолюбителя.
- Производство каких авто вы намерены восстановить в первую очередь? На что будете делать ставку?
— Первым мы будем восстанавливать полномасштабное производство Chevrolet и Opel Astra. Особо подчеркиваю, что речь идет о полномасштабном производстве — со сваркой, штамповкой, покраской и т.д. С реальной прибавочной стоимостью в Украине. Сейчас мы сознательно не останавливаем производство полностью. Проблема в том, что на автомобильном заводе невозможно остановить работу покрасочного цеха. Это как у металлургов, которые стараются не останавливать доменную печь. Иначе потом дороже будет восстанавливать. Приблизительно то же самое обстоит и с покрасочным производством. Поддержание его в рабочем состоянии требует серьезных расходов. Поэтому уже в мае производство автомобилей в Запорожье находилось на грани рентабельности. Нам говорили: мол, посмотрите — какой завод, какие объемы производства, какая прибыль… А само производство уже становилось убыточным, несмотря на все рекорды по продажам, достигнутым накануне.
- Вернемся к возможным сценариям развития событий. При каких условиях можно будет говорить о снижении цен на автомобили?
— Первое условие — чем больше будет производиться автомобилей на местных заводах, тем дешевле продукция. Именно с локализацией производства — украинского труда, украинских материалов. Только так могут конкурировать по цене те же Opel Astra производства Украины и Германии. Этого можно добиться только в том случае, если процент локализации достигнет в Украине 60%.
- А каков сейчас уровень локализации производства в Украине?
— Сейчас мы вышли бы на уровень в 30%. Заводу требовалось еще два года для того чтобы выйти на необходимый уровень локализации, который позволил бы достичь конкурентоспособной цены. С тем чтобы уже не требовать от правительства дотаций и, не исключено, начать снижать цену.
- За счет чего вы собираетесь снижать цену? Ведь лицевой металл на Opel поставляется из Европы. Отечественные металлургические заводы еще не производят такого рода металл…
— "Запорожсталь" уже начала освоение лицевой стали, они инвестировали определенные средства в развитие производства. Идет техническое перевооружение завода. Если мы останавливаемся, металлургам некому будет продавать эту сталь. Пока они выйдут на мировой рынок, получат необходимые сертификаты… на это уйдет немало лет.
- Какую долю в стоимости автомобилей составляли преференции и льготы, которые получал ЗАЗ?
— Можно сказать, что в "Таврии" они составляли почти 50%. Но тут надо учитывать и другие модели, за счет преференций мы могли снижать цены и на Opel. К примеру, Opel Astra, произведенная на ЗАЗе, была дешевле аналогов приблизительно на 15%. Нас убеждают, что необходимо создавать равные правила игры для всех, что импорт спасет страну… Да если не будет баланса, импорт только убьет страну! Почему-то все забыли о том, что преференции были даны не просто так. Под них инвестор вложил в Украину более $200 млн, принес новые технологии, а взамен, кроме убытков, не получил ничего. Завод только последние два года работал с прибылью, которую в полном объеме вкладывал в развитие и модернизацию производства. Преференции позволили нам, с одной стороны, снизить цены, тем самым прольготировав украинского покупателя, а с другой стороны, устранить неравенство в налогообложении с российскими автомобилями, которые ввозятся в страну без пошлины. К сожалению, существующее неравенство в возможностях производства у нас и в той же Европе (я имею в виду слабость развития наших мощностей по производству металла, автокомпонентов, дороговизну кредитов и многое другое) еще долгое время будет требовать существенной поддержки со стороны государства. Такие резкие действия по отмене и пересмотру существующих преференций, кроме отпугивания инвестора, ни к чему хорошему не приведут.
Беседу вел Вячеслав Коновалов