Летом на базе отдыха в Форосе бывший президент Украины Леонид Кучма занимается джоггингом. Несмотря на элитный характер президентского места отдыха, специальной спортивной инфраструктуры там нет, и утренние пробежки с бронированным "Мерседесом" в виде эскорта Леониду Кучме приходится совершать вокруг жилых корпусов. Миллионам коллег второго президента по утренним занятиям джоггингом приходится куда хуже — их пробежки вдоль автомагистралей сопровождают отнюдь не личные автомобили, и сложно сказать чего больше, пользы или вреда, от подобного занятия спортом...
Большой спрос на места, где можно было бы как следует поразмяться, обусловили и цену предложения: по оценкам специалистов, средняя стоимость месячного абонемента на посещение спорткомплекса, сочетающего в себе бассейн, теннисный корт и один-два зала для занятий другими видами спорта, составит $200. Несмотря на повышенный спрос, предложение спортивных услуг не спешит этот спрос удовлетворять. Причина банальна: землю выгоднее выделять под строительство жилья или развлекательных центров, а не спортивных объектов.
По статистике, около 20% населения активно занимаются спортом, но в Украине официально пока не подсчитано, сколько "спортивных метров" должно приходиться и сколько на самом деле приходится на каждого жителя. Исполнительный директор Ассоциации спортивной индустрии Украины Георгий Копылов полагает, что если провести все расчеты по состоянию на текущий момент, единицей измерения окажется даже не метр, а сантиметр. Иностранный опыт говорит о том, что на каждые 5 тыс. чел. должен приходиться один спорткомплекс площадью в среднем 800-1000 кв. м, а для элитного европейского комплекса недопустимо и соотношение 1 тыс. чел. на 1000 кв. м. В Украине же о таких цифрах можно только мечтать. К примеру, в Тернополе на весь город один спортклуб, все остальное — подвальные помещения размером 100х100 м.
С момента образования Министерства по делам семьи, молодежи и спорта принималось несколько программ по оздоровлению и популяризации спорта, но все они не были реализованы по причине нехватки спортивных объектов и денег в бюджете. Дабы решить проблему, в Закон "О физической культуре и спорте" были внесены дополнения, запрещающие закрытие или перепрофилирование заведений и объектов спортивного назначения — частное лицо, выкупившее объект, должно использовать его только по целевому назначению. 8 июня этого года поправки вступили в силу, но даже такая редакция закона оставляет лазейки для строительных компаний. Во-первых, застройщик может провести реконструкцию объекта, значительно сократив его целевую площадь. Во-вторых, задекларировать возведение на территории спортивного объекта аналогичного комплекса "с нуля", но отвести в будущем здании под спортивное назначение лишь небольшой зал.
Так, велотрек, расположенный в центре Киева, взялось восстановить украинско-хорватское СП "Гипек". Дабы разрешить реконструкцию, КГГА даже лишила сооружение статуса памятника истории и архитектуры. Велосипедисты таким поворотом событий довольны: ведь и городские, и районные власти реконструкцию велотрека финансировать отказывались. "По проекту планируется полностью снести велотрек и построить новый, также там планируется построить несколько зданий под банковские офисы, — рассказывает государственный тренер по велотреку Михаил Баранов. — Стоимость восстановления велотрека — $15 млн, таких денег государство нам не даст, а никакая частная компания не захочет без своей выгоды инвестировать такие средства. Другого выхода у нас нет — велотрек уже сегодня нельзя использовать по прямому назначению, через три года он полностью зарастет травой, и вот тогда КГГА может его полностью отдать под застройку".
Правда, в Ассоциации спортивной индустрии выразили сомнение, что, построив на участке в 100 кв. м офисные здания, застройщик найдет на территории место для велотрека. Да и план реконструкции предусматривает сокращение трибун с 1000 до 232 мест, после чего велотрек перестанет соответствовать олимпийским стандартам.
Подобная участь постигнет, скорее всего, и велотрек в Харькове. Он тоже находится в центре города, и на его реконструкцию ни государство, ни местные власти также не могут найти средств. А вот база ДЮСШ "Чайка" в Севастополе загадочным (даже для властей города) образом была перепрофилирована под рынок, само же помещение школы оказалось в частной собственности депутата местного городского совета. Новый владелец на 1800 кв. м собирается разместить торговый центр и уже обратился в Хозяйственный суд Севастополя с иском о принудительном освобождении ДЮСШ, предложив ученикам и тренерам подыскивать себе для занятий новое место. Вот только найти такое место довольно трудно: спортивная база "200-летие Севастополя", занимающая 7 га земли в центре города, также закрыта на реконструкцию. "На этом месте будет построен стадион на 8,5 тыс. мест, — рассказывает Алла Щербакова, начальник отдела информации и связей с общественностью Севастопольской ГГА. — Первоначальные средства, $1,5 млн, нам дал инвестор, через год мы планируем завершить строительство". Правда, о будущем всего комплекса Алла Щербакова не знает, а руководство базы комментировать ситуацию отказалось.
Подобная же судьба и у спортивных баз, расположенных на Трухановом острове в Киеве, как рассказал "ВД" источник, пожелавший остаться не названным. Оставшиеся в государственной и муниципальной собственности базы уже давно поделены между бизнесменами, и сейчас они попросту доводятся до состояния закрытия, чтобы купить их за бесценок. Чтобы узнать о дальнейшей судьбе спортивных баз Украины, а также о программах развития спорта, "ВД" обратилась в Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, однако ответа на наш запрос мы не получили. Сами же объекты, оставшиеся на Трухановом острове, мало похожи на места для занятий спортом. Тут в основном расположены водные базы бывших спортивных обществ, большинство из них ныне заколочены досками — обвалившаяся ограда от проникновения на территорию уже не спасает. Лишь несколько баз оживают в майские дни: тогда из ангаров достают байдарки и каноэ для тренировок гребцов в расположенном рядом заливе Днепра.
Несмотря на индифферентность государства в вопросах финансирования спорткомплексов, строительные компании из дефицита объектов спортивной рекреации выгоду извлекают. Так, простое обещание строительства фитнес-центра в новостройке повышает цену жилья на 5-7%. Но опыт показывает, что когда здание готово, отведенный под фитнес-центр этаж сдается в аренду салону красоты или бутику. Бизнесмены это объясняют стоимостью земли и высокой доходностью от продажи жилья: мол, денег много не бывает, и вернуть вложенные средства всегда хочется быстрее.
Но и строительство спортивных объектов при их нынешнем дефиците не может быть убыточным. В Ассоциации спортивной индустрии "ВД" рассказали, что в Украине уже есть немало бизнесменов, желающих развивать спортивное направление. Но пока что реализовать проекты им не удается — местные власти не спешат выделять участки под подобное строительство, а запрашиваемые цены за землю слишком высоки для бизнесменов, желающих вкладывать средства в спорт.
"Мы хотели построить спортивный объект на месте заброшенного футбольного поля в 3 га. Но как только мы начали интересоваться этим участком в КГГА, сразу же появился некий господин, который сообщил, что этот участок уже взят в аренду на 15 лет, предложив переуступить эту землю за $5 млн, — рассказал "ВД" один из российских бизнесменов. — Конечно, мы отказались. Сейчас этот участок перепрофилируют под торговый центр, хотя, по закону, менять профиль спортивного объекта не имеют права". Другой бизнесмен рассказал о собственных неудачных попытках построить спортивные базы в с. Лесники под Киевом. "Против попыток реконструкции лыжной базы под горнолыжный центр восстало СБУ (их база отдыха хорошо просматривается со склона). А за аренду спортивно-оздоровительного лагеря с нас потребовали запредельную сумму".
При этом в Лесниковском сельсовете "ВД" сообщили, что лагеря уже 15 лет как нет, а его территория год назад досталась влиятельному бизнесмену из Донецка, и в том, что там не будет спортивного комплекса, не приходится даже сомневаться. "Подобных примеров масса, — резюмирует Георгий Копылов. — В Украине много заброшенных объектов, но узнать, в чьей собственности земля, — невозможно, поскольку чиновник хочет взятку".
Поэтому успешно реализованные проекты в Украине пока можно пересчитать по пальцам. Хотя предприниматели убеждены, что вложения в этот бизнес окупаются. Бизнесмен и вице-президент Федерации тенниса Украины Юрий Сапронов построил в Харькове несколько крупных объектов: спорткомплекс с теннисным уклоном на 3 тыс. кв. м, мультифункциональный спортивный комплекс "ТЕТРА" на 20 тыс. кв. м, а сейчас строит первое в Украине поле для игры в гольф. "В перспективе этого бизнеса я уверен, — говорит Юрий Сапронов. — Это, конечно, не торговый или бизнес-центр, где вернуть вложенные средства можно уже на завершающей стадии строительства. Но срок окупаемости теннисного спорткомплекса рассчитан на пять лет, а "ТЕТРЫ" — девять лет".
"Если в каждом районе Киева построить по одному спорткомплексу, при стоимости абонемента 250 грн./мес., вложения окупятся не позднее, чем через пять лет", — говорит Денис Пивнев, генеральный директор компании PROFITNESS CONSULTING. — Но инвесторов интересует прозрачная схема землеотвода, а беда спортивных баз — в их большой площади. Потому власти и придерживают их до лучших времен или предлагают по баснословной цене".
У Юрия Сапронова пожелание к властям одно: видеть разницу при выделении земельных участков (сопровождения и разрешительной документации) под строительство спортивного комплекса и, например, торгового центра. Со всем остальным бизнес разберется сам. "Мы способны привлечь кредитные средства под залог самого участка, отведенного под строительство спортивной базы, и вернуть их в короткий срок, — рассуждает Денис Пивнев. — И если государство не в силах содержать спортивные объекты, их можно либо отдать в управление на несколько лет, либо продать, сохранив жесткий контроль над целевым использованием этих комплексов".
Такая задача местным властям вполне по силам. Строгое соблюдение нормы Закона "О физической культуре и спорте", с запретом на изменение целевого назначения территории спортивного объекта, заставит инвесторов искать способы извлечения прибыли из спортивных объектов. Это — тот минимум, который государство способно выполнить. Что же касается иностранного опыта, то, к примеру, в Польше, все спортивные объекты освобождены от налога на землю, в Канаде и Финляндии семья, купившая абонемент в зал или устроившая ребенка в спортивную секцию, освобождается от налога в размере потраченной суммы. Такой финансовый стимул для граждан приносит прибыль и владельцам спортивной индустрии — в условиях, когда посещение спорткомплекса де-факто бесплатно, на отсутствие спроса жаловаться не принято. Однако в Украине этот бизнес выгодным сделать не дают. Спорткомплекс харьковского общества "Динамо" был в 2004 г. передан строительной компании "Укрбудiнвест" в обмен на обещание перевести на счет общества 500 тыс. грн. Мотивация была проста: с 1999 г. финансово-хозяйственная деятельность общества носила убыточный характер, а прибыль даже не могла покрывать расходы на коммунальные услуги. Сейчас часть территории уже застроена жилыми домами, многие помещения "Динамо" приватизированы. Единственное, что осталось от спорткомплекса, — административное здание, беговая дорожка и стадион. Этот вопрос неоднократно пытались решить и бывший министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко, и областная прокуратура. Однако — безуспешно. Как рассказал "ВД" бывший работник общества "Динамо", быстрому закрытию проблемы поспособствовали самые влиятельные работники правоохранительных органов.
С распадом СССР Украине досталось богатое спортивное наследие: 577 лыжных баз, около 2 тыс. спортивно-оздоровительных лагерей, Домов охотника и рыболова. За 17 лет ситуация кардинально изменилась. На сегодняшний день, по разным данным, государство располагает 25-ю базами олимпийской подготовки, 13-ю национально-спортивными комплексами физического развития молодежи, 43-мя спортивно-оздоровительными лагерями. Причина сокращения спортивних объектов упирается исключительно в стоимость земли. Ведь строились они, как правило, в лучших по своим природным характеристикам местах. Схема приватизации спортивных объектов довольно проста: сначала он доводится до состояния, непригодного к эксплуатации, потом местные власти принимают решение о его закрытии, и земля, тем самым, автоматически теряет статус рекреационной. Это позволяет передать спортивную базу инвестору, а тот имеет полное право перепрофилировать спортивный объект под другие цели.