13 сентября 2007 г. был подписан инвестиционный договор между крупнейшим производителем тепловой энергии в Украине ОАО "Днепрэнерго" и ведущими предприятиями отечественной угольной отрасли ОАО "Павлоградуголь" и ОАО "Шахта "Комсомолец Донбасса", которые входят в состав "Донбасской топливно-энергетической компании". Согласно условиям договора, угледобывающие предприятия-инвесторы обязуются вложить в развитие энергогенерирующей компании 1 млрд 10 млн грн. в течение 2008-2012 гг. Подписание инвестиционного договора является продолжением реализации плана санации ОАО "Днепрэнерго".
>>На что будут расходоваться средства инвесторов, помимо погашения задолженности?
— В развитие предприятия. Таковым было условие комитета кредиторов. Во главе которого, кстати, стоит Минфин. Инвестор планирует вложить в предприятие 1 млрд грн. Эти средства, в первую очередь, пойдут на модернизацию и обновление основных фондов, техперевооружение. В частности, на обновление "сердца" станции — котельного оборудования. Второе направление использования этих средств — финансирование соцпрограмм. А именно — переоснащение, переоборудование, ремонты санаториев, профилакториев.
>>Вы считаете, что миллиарда будет достаточно для того, чтобы предприятие начало развиваться?
— Говорить о том, что этой суммы будет достаточно, нельзя, но это только начало.
>>Основной собственник и кредитор предприятия — государство. Разве оно не могло самостоятельно решить вопрос с задолженностью, без привлечения инвестора?
— Действительно, крупнейшие долги у "Днепрэнерго" — перед государством. Более 0,5 млрд грн. — Госрезерву, около 150 млн грн. — Минфину, около 100 млн грн. — долги по налогам и сборам (общая задолженность около $1 млрд — прим. "ВД"). Но само предприятие, я думаю, было бы не в состоянии рассчитаться с долгами. Хотя бы потому, что такие суммы лишними для государства никогда не были.
При привлечении инвестора мы можем ограничиться санацией. А без такового нас ждали бы банкротство и ликвидация.
>>У вас найдется немало оппонентов…
— Оппонентам предлагаю внимательно изучить закон о банкротстве. По нему списание и погашение долгов должно происходить одновременно для всех кредиторов. Иными словами, если бы государство приняло решение о списании долга перед своими структурами, то и перед другими компаниями его пришлось бы списать. Шестьдесят восемь кредиторов было утверждено в деле о банкротстве, и среди них почти половина — предприятия среднего и мелкого бизнеса. Государство должно было защищать их права.
Нельзя забывать и о таких кредиторах, как "Свердловскантрацит", долг перед этим предприятием около 70 млн грн., а это зарплата шахтерам, их социальные гарантии.
>>Ваши оппоненты, очевидно, не без оснований, утверждают, что государство потеряет решающее слово в управлении предприятием. Речь идет о размывании основного пакета акций...
— Государство оставляет в своей собственности 50%+1 акцию в данной компании. Оно является крупнейшим акционером. Как бы ни хотели представить ситуацию с перераспределением акций в результате допэмиссии, любой акционер, не имеющий контрольного пакета, является миноритарным. И инвестор, получается, остается миноритарным акционером. Говорить о том, что именно инвестор управляет теперь предприятием или будет им управлять, что инвестору будет отдано предприятие на откуп, совершенная ерунда. Напомню, что накануне санации государство владело 76% акций предприятия стоимостью 490 миллионов долларов. То есть его доля оценивалась в 372,4 миллиона долларов. Теперь государство в лице НАК "ЭКУ" владеет 50%+1 акцией предприятия капитализацией в 1,5 миллиардов долларов. То есть доля государства оценивается более чем в 750 миллионов долларов. А увеличение стоимости акций ОАО "Днепрэнерго" произошло вследствие положительной реакции рынка на финансовое оздоровление предприятия.
>>И тем не менее, у инвестора будет блокирующий пакет акций. И противники вашей точки зрения утверждают, что инвестор будет иметь большие возможности по контролю над предприятием, чем это позволено.
— Иначе как россказнями я такие утверждения назвать не могу. Блокирующий пакет —30% — дает только возможность блокировать принятие решений на общем собрании акционеров. Но не по всем вопросам, а лишь по тем, которые касаются создания "дочек" и представительств, изменений в Уставе, ликвидации предприятия. И все! Остальные вопросы решаются простым большинством голосов. Это означает, что голос государства как мажоритария является решающим для принятия решения по всем остальным вопросам.
Еще я слышал версию о том, что, имея блокпакет, инвестор может поменять менеджмент, привести своих людей. Интересная версия… Вопрос — как это сделать. Собрание акционеров, которое состоялось 27 августа с.г., показало реальный расклад сил и реальную ситуацию с управлением. На этом собрании принимались решения об избрании нового набсовета и ревизионной комиссии. Так вот, из семи членов набсовета четыре представляют НАК ЭКУ, из трех членов ревизионной комиссии — два человека от НАК ЭКУ. Нужны ли здесь комментарии? Я думаю — нет.
Группа "КОНТИ" запустила новый производственный комплекс, по своей оснащенности не уступающий лучшим кондитерским предприятиям в Восточной Европе. Проект обошелся компании в $110 млн. Общая площадь нового комплекса — 34,3 тыс. кв. м, годовой объем производства составит 53 тыс. т — на сумму $200 млн. Высокотехнологичные линии, установленные в новом комплексе, смонтированы из машин от ведущих производителей кондитерского оборудования: CHOKOTECH, SOLLICH, WINKLER und DUNNEBIER, Loesh, SCHUBERT (Германия), Buhler (Швейцария), BOSCH Tevofarm (Голландия).
Присутствовавший на открытии нового производства премьер-министр Украины Виктор Янукович отметил, что пример "КОНТИ" показывает, как можно эффективно и быстро (комплекс был построен в рекордные сроки — за три года) внедрять такие масштабные инновационные проекты: "Мы должны такие программы не просто приветствовать, мы их должны развивать".
В новом комплексе производится "Бонжур-десерт", комбинированные конфеты "Белиссимо", а также новинка — шоколад Dolci. Новый продукт стал первым в стране шоколадом в формате компактных, отдельно упакованных долек-ригелей.
Говоря о дальнейших планах "КОНТИ", Олег Логвинов, генеральный директор компании, отметил, что этой осенью компания планирует выпустить новые шоколадные конфеты и продукцию из мягкого бисквита. В 2008 г. "КОНТИ" намерена достигнуть оборота около $500 млн. "В ближайшие годы основными для нас будут оставаться рынки Украины и России. Дальше мы видим возможности выхода на рынки европейских стран", — резюмировал Олег Логвинов.